9 декабря состоялся вебинар для родителей, на котором основатель и директор Санкт-Петербургской Монтессори-школы Валентина Михайлова представила программу «Детский сад по системе Монтессори». Мероприятие проводится в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», разработанного Институтом проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов. Цель проекта – познакомить родителей с образовательными методиками, которые помогают воспитывать и развивать детей.
«С любовью и радостью, в сотрудничестве с родителями»
Мария Монтессори – основоположник системы свободного воспитания, которая была разработана в конце XIX века.
«Свободное воспитание пришло на смену жестким, даже жестоким взглядам, которые до сих пор актуальны в определенных кругах, даже в элитных учебных заведениях. Сторонники таких взглядов считают, что ребенок должен пройти суровую школу жизни, через унижения, преодоление запретов, чтобы стать полноценным человеком. Поэтому идея свободного воспитания на этапе своего появления была неоднозначно встречена в обществе, хотя образование в то время затрагивало не все его слои», – рассказал научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
В основу системы Монтессори легла идея взаимодействия ребенка с естественной средой, которая стала чрезвычайно популярной в первых детских садах, создававшихся в то время.
Но, как пояснил Александр Адамский, идеи Монтессори получили распространение в России только в 1990-х годах благодаря журналистке Елене Хилтунен. Она основала сообщество блестящих педагогов, по инициативе которых открывались детские сады и школы, работающие по этой системе, стали издаваться журналы и методическая литература.
За какие-то 30 лет эта система вошла в практику, став популярной и востребованной среди детей, родителей и педагогов.
В числе таких педагогов-энтузиастов оказалась и Валентина Михайлова, которая более 20 лет назад открыла в Санкт-Петербурге школу Монтессори, включающую центр для занятий родителей с детьми до 2,5 лет; детский сад, начальную и основную школу с предпрофильной подготовкой, позволяющей подросткам самоопределиться.
При школе, которая сегодня располагается в трех зданиях, действует центр дополнительного образования для учителей и регулярные мастер-классы для родителей, сотрудничеству с которыми уделяется большое внимание.
Это подчеркивается и в миссии школы: «С любовью и радостью, в сотрудничестве с родителями, мы помогаем ребенку в его саморазвитии и образовании, тем самым способствуя созиданию общества самостоятельных и ответственных людей».
В 2015 году при участии Елены Хилтунен была разработана программа школы, в 2021 году ее одобрило Министерство просвещения.
От наблюдательности до способности менять мир
В основе программы и работы школы – принципы Марии Монтессори, которая считала, что взрослые должны занять исследовательскую позицию по отношению к ребенку, стараясь раскрыть секрет детства. Значение первых двух лет жизни настолько велико, что оно формирует всю будущую жизнь человека.
Отличительная особенность метода Монтессори – опора на внутренние силы ребенка. Природа человека раскрывается в благоприятных для него условиях и помогает ему строить самого себя.
Рассказывая о теоретических основах системы Монтессори, Валентина Михайлова выделила три понятия: человеческие тенденции, впитывающий разум и сензитивные периоды.
Психологи пришли к выводу, что в человеке заложены такие тенденции, как исследования, ориентация, порядок, воображение, манипуляция (необходимость действовать), повторение, точность, контроль ошибок и коммуникация.
Впитывающий разум – особенность работы детского мозга, благодаря чему он легко осваивает языки, спорт и другие новые занятия. Именно в дошкольном периоде педагогам необходимо создать все условия для совершенствования природных задатков ребенка, в том числе сенсорных способностей, пространственного воображения, ощущения параметров предмета, мелкой моторики, умения различать цветовые оттенки, и на основе всех этих навыков развивать речь.
При этом надо учитывать особенности так называемых сензитивных периодов в жизни человека от 0 до 24 лет: их всего 4, каждый из них длится по 6 лет и характеризуется определенным типом развития мозга и поведения. Например, для ребенка на первой стадии развития в возрасте 2,5 лет характерны наблюдательность, способность замечать мельчайшие детали и изменения, происходящие вокруг. Позже формируются речь, интерес к буквам и числам и, что особенно важно, физическая независимость, стремление самостоятельно справляться с бытовыми ситуациями.
По словам Валентины Михайловой, в дошкольных группах школы Монтессори дети самостоятельно одеваются, раздеваются, сервируют стол, кладут себе еду, убирают за собой, поддерживают порядок в классе. Всему этому их учат педагоги.
Главная особенность детей от 6 до 12 лет – умственная независимость, «рассуждающий разум». Для них очень важно найти свое место в социальной группе, и к 24 годам формируется зрелый человек, способный менять мир к лучшему.
«Умные игрушки», которые помогают познавать мир
Но все это не происходит само собой, поэтому в школе Монтессори для каждой возрастной категории организуется специально подготовленная предметно-пространственная развивающая образовательная среда – от игровой для дошкольников до лабораторий и специальных гаджетов для подростков 12–15 лет.
Для дошкольников предусмотрены дидактические материалы, сгруппированные в строгой последовательности и размещенные на соответствующих полках для ориентации детей. Полки размещены не выше уровня глаз ребенка, чтобы ему было удобно воспользоваться ими во время занятий. А поскольку индивидуальные занятия часто проходят не только за столиками, но и на полу, то для этого приспособлены специальные коврики. Словом, все продумано до мелочей.
Материалы для самообучения ребёнка – это сенсорные эталоны и материализованные абстракции. Благодаря активному взаимодействию с этими «умными игрушками» ребёнок совершенствует свои чувства и упорядочивает мышление. Учение строится не на запоминании, а на понимании.
Взрослый предлагает ребёнку открыть законы окружающего мира самостоятельно. Поэтому для эффективной работы с ребенком должна быть подготовлена не только среда, но и взрослые – педагоги и родители. Если родители не будут разделять ценности системы Монтессори, результата от такой работы не будет.
Свобода, критическое мышление, открытость
Не случайно, отвечая на вопрос участников семинара о том, существует ли отбор в школу Монтессори, Валентина Михайлова подчеркнула, что главное внимание на стадии приема уделяется именно собеседованию с родителями, тому, насколько им близки идеи Монтессори.
По итогам исследования, проведенного в школе имени великого педагога, выяснилось, что родители разделяют такие ценности, как адаптивность, гибкость, самодисциплина, самоконтроль, самостоятельность, ответственность, креативность, критическое мышление, открытость, свобода.
Называли и множество других качеств, на воспитание которых направлена система Монтессори. Примечательно, что ответы родителей, дети которых учатся в школе Монтессори, во многом совпали с результатами интерактивного опроса, проведенного среди участников вебинара.
Кстати, в числе их ответов превалировала такая ценность, как свобода.
Для родителей в школе Монтессори постоянно организуются мастер-классы и конференции, действуют курсы переподготовки для педагогов, к которым предъявляются особые требования.
По мнению Монтессори, учитель должен подходить ко всему «и позитивно, и научно, и духовно».
Эти слова можно отнести и к родителям.
«Нормализованный ребенок» как результат воспитания
Результатом такого совместного воспитания, по идее Монтессори, должен стать «нормализованный ребенок». Нормализация – уникальный процесс, который Мария Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку и к работе. Ему присуща спонтанная концентрация внимания, принятие реальности, способность к свободному выбору, послушание, независимость, инициативность, самодисциплина и жизнерадостность. И еще одно важное качество – умение коммуницировать.
В детских садах и школах Монтессори занятия часто проходят в разновозрастных группах, где всем участникам очень важно договариваться о правилах, заключая так называемый «мирный договор».
По словам Валентины Михайловой, педагогам школы Монтессори удается добиться такого результата: их выпускники после 9 класса поступают в колледжи или продолжают учебу в профильных старших классах.
Александр Адамский рассказал, что ему часто приходилось встречаться с людьми, занимавшимися в детстве по системе Монтессори. Их всегда можно отличить по способу общения, по отношению к другим людям, по эмпатии и готовности прийти на помощь. Им свойственно внутреннее ощущение успешности и гармонии, стремление к самореализации, понимание моральных границ.
«Планируется большое исследование по российским центрам Монтессори на тему о том, как складывается жизнь выпускников, воспитанных на принципах этой системы. Мы говорим о том, что в дошкольном возрасте закладывается основа жизни человека», – подчеркнул Александр Адамский.
Он также отметил, что в следующем году проект «Онлайн-навигатор для родителей» дополнится индивидуальными консультациями с ведущими экспертами по запросу родителей, чтобы помочь им с решением проблем в воспитании и образовании ребенка.
В статье использованы фотографии,
предоставленные школой Монтессори,
и рисунки Майи Мельниковой