Новый номер журнала «Образовательная политика» открывает беседа доктора экономических наук Вениамина Каганова с главным редактором «ОП», академиком, доктором психологических наук Александром Асмоловым, состоявшаяся в 2021 году.
Расшифровку этого разговора мы публиковали мы публиковали в «Вестях образования» в рубрике «Психология заботы». Напомним главные тезисы, которые отражают и содержание выходящего номера журнала «Образовательная политика».
- По мере эволюции общества меняются ценностные и когнитивные ориентиры понимания лидерства.
- Эпоха доминантного, или «брутального» лидерства – не ушла, но становится все менее популярной.
- Нельзя рассматривать лидерство в отрыве от вопроса – «ради чего?».
- В нашей человеческой культуре в почете «инструментальное лидерство» – оно отвечает на вопрос «как?», что бессмысленно без ответа на вопрос «зачем?».
- У нас нет дефицита лидерства, есть дефицит личности.
- Главное не стать лидером, главное стать человеком.
- Если мы рассматриваем лидерство как сумму мягких и жестких навыков, то это игра в лидерство.
- Успех человека может реализовываться в разных моделях, и лидерство – лишь одна из них.
- Лидеры изменений и лидеры мобилизации – разные лидеры.
- В нашей стране даже в архитектуре сформированы централизованные лидерские модели.
- Централизованное лидерство имеет свои плюсы и минусы.
- Один из минусов – «синдром выученной беспомощности», который наступает у подчиненных, когда централизация «слабнет».
- Сегодня лидер тот, кто «не прячется» за мантрами модных понятий.
- Любое лидерство начинается с понимания мотивов.
- Каждый человек часть планетарной идентичности.
- Мы живем в условиях перемешенной реальности, когда одновременно сосуществуют различные подходы.
- Поддержка лидерства – это культурные практики поддержки разнообразия.
- Образовательный стандарт – это основа диалога между поколениями.
- Обратное лидерство – сегодня в ряде сфер дети компетентнее родителей.
- Последний человек, кто точно знал, что такое «хорошо» и «плохо» был отец Крошки-сына из поэмы Маяковского.
- Лидерство через конфликт к развитию привести не может.
- Важно знать модели успеха и модели уровней притязаний.
- Сегодня лидерство в сфере образования перешло от формальных вертикальных лидеров к спонтанным – горизонтальным.
- Убеждение «Я человек маленький, сверху все виднее» в сетевом мире теряет основания.
- «Никого еще опыт не спасал от беды».
- Эволюционно мы приближаемся к миру, который будет конвергентной, смешанной реальностью.
- Будет ли образование другим? Оно уже стало другим.
- Образование в эпоху пандемии стало конструкцией нового Ноева ковчега.
- Смысловой, ценностный лидер – всегда неудобная личность.
Авторами материалов этого номера «ОП» стали Марина Гусельцева, Андрей Фомин, Мария Фаликман, Александр Поддьяков, Наталья Воронина, Наталья Михайлова, Мария Нагерняк, Лилия Овчарова, Сергей Тер-Акопов, Николай Куричев, Михаил Рогов, Евгений Антонов, Мария Зотова, Александр Шелудков, Ольга Глезер, Сергей Сафронов, Александр Тимофеев, Михаил Кушнир, Павел Рабинович, Кирилл Заведенский и Владимир Кудрявцев.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.