По данным образовательной платформы Нетология, 37% опрошенных россиян никогда не учились онлайн, из них 51% относятся к онлайн-образованию негативно. Кроме того, рынок онлайн-образования воспринимается в обществе как перенасыщенный, в том числе некачественным предложением и мошенниками. Так, 60% респондентов согласились с утверждением, что онлайн-образование предлагают все, кому не лень, и выбрать качественные курсы становится все сложнее.
В целом среди опрошенных негативное отношение к учебе в онлайне наблюдается у 31%, еще 31% относятся к онлайн-образованию нейтрально, а 37% – позитивно. При этом наибольшая доля (44%) из тех, кто воспринимает положительно онлайн-обучение – представители диджитал и IT-специальностей.
В общем за 2023 год доля людей, которые знают о возможностях онлайн-обучения достигла предельного значения – 99% против 94% в 2021 году.
Причем у 63% опрошенных уже был опыт онлайн-обучения, и 3/4 из них планируют снова учиться на курсах в ближайший год. А 41% респондентов считают, что без онлайн-образования невозможно развиваться и достигать профессиональных целей.
Профиль студента онлайн-курсов
Наибольший интерес к онлайн-обучению наблюдается у жителей городов-миллионников и городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек – почти каждый третий респондент учился платно на онлайн-курсах за последний год или планирует учиться в ближайшее время. Округами-лидерами по количеству студентов онлайн-курсов остаются Центральный и Приволжский, а вот в аутсайдерах Уральский, Дальневосточный и Северо-Кавказский округа.
Чаще всего онлайн-обучение пользуется спросом у женщин: среди респондентов, когда-либо учившихся онлайн, 58% – женщины, 42% – мужчины. Кроме того, чаще учебу в онлайне предпочитают семейные люди и те, у кого есть дети. Так, за последний год на онлайн курсах учились 72% респондентов, у которых есть семья (с детьми и без).
При этом возраст большинства студентов онлайн-курсов – от 25 до 44 лет.
Например, за последний год платно учились на курсах 37% людей в возрасте от 25 до 34 лет и 25% – 35–44 лет. Примечательно, что доля студентов в возрасте 2534 лет снизилась с 37 до 25% за последний год. Зато среди старшего поколения (от 45 до 64 лет) число тех, кто хочет начать учиться онлайн в ближайшем году выросло. Если в течение последних 12 месяцев среди них училось онлайн только 23%, то в будущем году собираются учиться уже 37%.
Что касается вида занятости, то большинство (60%) студентов онлайн-курсов – наемные работники. Еще 21% предприниматели и самозанятые, а 19% – студенты и безработные. При этом среди последних был отмечен рост спроса на онлайн-обучение: если в этом году 13% неработающих россиян учились на курсах, то собираются начать учебу в будущем году уже 15%.
Приоритетнее всего онлайн-образование оказалось для тех, чей уровень дохода на одного члена семьи составляет менее 30 тыс. рублей и от 30 до 60 тыс. рублей – каждый третий в обеих доходных категориях учился когда-либо онлайн или планирует учиться в будущем году. В целом 43% опрошенных, которые когда-либо учились в онлайне – определили свое материальное благополучие как «ниже среднего».
При этом почти половина – 46% от всех участников опроса – независимо от своего финансового положения нашли или ищут дополнительный источник дохода. Еще 29% уже сократили в течение года или планируют сокращать траты на развлечения и отдых, 26% – планируют или уже отказались от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, а 16% – перераспределяют семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого.
Психоэмоциональное состояние и ценности
Примечательно, что на планы россиян пройти онлайн-курсы почти не повлияли события 2022 года. Так, лишь 8% опрошенных были вынуждены отказаться от своих намерений и передумали учиться после февраля 2022. 17%, напротив, не планировали обучение, но оно стало актуальным и они приняли решение учиться. Большинство из тех, на чье решение получать дополнительное образование не повлияли внешние события – это люди с высоким материальным благополучием, среди них 36% работников сферы диджитал и 35% – из сферы IT.
При этом более 60% респондентов, которые когда-либо учились онлайн или только планируют, заявили, что за последние 12 месяцев их психоэмоциональное состояние осталось прежним или лишь незначительно ухудшилось.
А сталкивались за последний год с депрессией или упадком сил – менее 10% опрошенных. Среди респондентов были и те, чье психо-эмоциональное состояние, напротив, значительно улучшилось – среди них 28% учились чему либо за последние 12 месяцев, 32% учились платно. Однако в общем доля тех, кто планирует учиться в будущем году снизилась до 24%.
Что касается ценностей опрошенных, то независимо от опыта учебы в онлайне на первом месте у 28% респондентов – спокойствие. На втором месте любовь, семья и дети (в среднем 21%), на третьем – деньги (около 21%), на четвертом – безопасность (17%) и лишь на пятом расположились саморазвитие и свобода (14%). При этом среди студентов, которые за последний год учились платно или планируют сделать это, нацеленность на саморазвитие выше, а интерес к деньгам гораздо больше среди молодежи 18–24 и 25–34 лет (32 и 26% соответственно).
Об исследовании
Исследование проводилось в течение июля-августа 2023 года в формате опроса, проведенного с помощью онлайн-панели исследовательского агентства Tiburon Research. Всего было опрошено 2000 человек: жители РФ в возрасте от 18 до 64 лет, проживающие в городах с населением от 100 тыс. человек. Среди них были представители диджитал- и IT-профессий (по направлениям программирование, аналитика и Data Science, интернет-маркетинг, дизайн и UX, связь, телеком) – всего 26% от общего числа респондентов. Остальные участники опроса отметили иные («недиджитальные») сферы экономической деятельности. Для отслеживания динамики изменений использовались данные исследования за 2021 год, проведенного исследовательским агентством О+К Research с использованием онлайн-панели Tiburon Research.