Городское образование // Статья

Работа олимпиадного тренера: как московских школьников вдохновляют и готовят к интеллектуальным соревнованиям


Работа олимпиадного тренера: как московских школьников вдохновляют и готовят к интеллектуальным соревнованиям
Фото: rybnoe.net

Уже 10 лет за подготовку столичных школьников к олимпиадам отвечает Центр педагогического мастерства (ЦПМ) Департамента образования и науки. Среди интеллектуальных соревнований, в которых участвуют дети, — как городские мероприятия, так и состязания федерального и международного масштабов. О том, какую роль в этой работе играют олимпиадные тренеры, как они выстраивают занятия с учениками и каких результатов им удается достичь, читайте в материале.

В Москве для школьников существует целая система развития таланта: об интеллектуальных соревнованиях ученики узнают у себя в школах, а затем посещают кружки, лектории, праздники, которые помогают им присоединиться к олимпиадному движению. Такие мероприятия проводят как школьные учителя, так и преподаватели ЦПМ.

Следующим важным шагом для школьников может стать попадание в сборные Москвы на Всероссийских олимпиадах.

Войти в команды ученики могут по результатам выступления на различных этапах соревнования либо же пройдя специальный отбор кандидатов в сборные, который ежегодно проводится в начале учебного года. Это дает возможность заниматься в ЦПМ с олимпиадными тренерами — ведущими преподавателями московских вузов и школ.

Тренерский штаб сопровождает школьников на протяжении всего олимпиадного сезона, подготовка проходит в течение всего учебного года и даже летом. Для учеников подготовлены разнообразные форматы занятий: лекции, семинары, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов, защита собственных исследований, интенсивные курсы, выездные сборы. Сейчас тренерский штаб по всем предметам насчитывает 390 постоянных педагогов и 250 привлеченных специалистов.

По словам научного руководителя ЦПМ Ивана Ященко, интеллектуальные соревнования нередко сравнивают с профессиональным спортом, и в обоих направлениях очень важное место занимает наставник.

«Подготовка к олимпиаде — это долгий и кропотливый процесс, который требует от школьника сил и времени. Мы создаем уникальные условия, чтобы эта работа была продуктивной. Наши тренеры помогают достичь отличных результатов. Например, по итогам Всероссийской олимпиады прошлого сезона у москвичей рекордное количество дипломов — 1391. И это результат работы не только ребят, но и их наставников. Безусловно, получить заветный диплом победителя или призера и выиграть олимпиаду — большое достижение, но в интеллектуальном мире в отличие от спорта — это еще не предел возможностей. Потому что школьные соревнования и успехи на них — лишь ступень к будущим победам, учебе в ведущих вузах и дальнейшей карьере. И мы рады, что часть бывших олимпиадников параллельно с основной работой возвращаются к нам, чтобы вести кружки, подавать пример, делиться собственным опытом. Потому что работа тренера — не только учить детей, но и мотивировать их», — подчеркнул Иван Ященко.

Сборная Москвы в прошлом году включала более 2,5 тысячи школьников, в этом сезоне более 7,5 тысячи учеников стали кандидатами в команды или участниками учебно-тренировочных сборов. А всего в орбиту ЦПМ вовлечено свыше 50 тысяч московских школьников. Больше всего детей сейчас занимаются биологией, математикой, физикой, экологией.

Олимпиадные тренеры помогают учащемуся расширить кругозор, углубить знания, полученные на уроках в школе. Такой подход позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка.

Кроме того, задача преподавателя — аккуратно направлять мыслительный процесс ученика. Об этом говорит и главный тренер команды Москвы по математике, один из первых наставников в системе ЦПМ Алексей Пономарев.

«Есть немало школьников, которым не хватает стандартной школьной программы и хочется узнать что-то вне нее, научиться решать задачи посложнее и принять участие в олимпиадах. Тренеры помогают на этом пути: не только дают знания, но и учат ставить правильные цели и достигать их. Что же касается конкретно моих занятий, то я руководствуюсь одним важным принципом: в математике важно не столько знать набор методов и алгоритмов решения, сколько уметь рассуждать и применять знакомые идеи в незнакомых обстоятельствах. Именно поэтому мои уроки выглядят непривычно: большую часть времени школьники самостоятельно решают задачи и обсуждают попытки решения индивидуально с преподавателем. Задача, которую школьник решил сам, принесет ему пользы больше, чем десять задач, решение которых ему расскажут».

Помимо очевидного преподавания предмета, специалисты ЦПМ должны подобрать темы так, чтобы они были интересны ученикам, отследить актуальность материала, разделить его в зависимости от уровня знаний школьников. Артем Тихонов, бывший олимпиадник, а сейчас тренер сборной по химии, рассказал о своем опыте преподавания:

«Мы стараемся делать наши программы актуальными, чтобы детям это было действительно полезно. Необходимо учитывать способности учеников абсолютно разного уровня — и тех, кто занимается с нами в течение всего года, и тех, кто приходит уже перед заключительным этапом. Еще в нашей работе важно проводить связь между практикой и теорией, потому что в школе обычно мало практических занятий. Если я занимаюсь с начинающими школьниками, то объясняю им материал, а если с продвинутыми учениками, то задаю вопросы, ответы на которые становятся подспорьем для практических опытов. Самое важное в преподавании для меня — это отклик. И то, что ребята вновь и вновь приходят на занятия, показатель для меня, что я все делаю правильно. Высокие результаты на интеллектуальных состязаниях тоже крайне важны, потому что так мы понимаем, что движемся в верном направлении».

Недавние победители олимпиад все активнее привлекаются к работе тренерского штаба. Они делятся опытом, свежей информацией о форматах заданий и способах подготовки, которые помогли им самим.

Например, система наставничества развивается в сборной Москвы по экологии. Там студенты и старшеклассники при методической поддержке старших преподавателей проводят занятия для более младших школьников, помогают им в подготовке индивидуальных проектов, выступают в образовательном лектории.

Именно юные экологи одними из первых проявят свои знания на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Второй тур главного интеллектуального соревнования страны начался в Москве 25 октября и продлится до середины декабря. Затем школьников ждут региональный и заключительный этапы. И на протяжении олимпиад по всем предметам участники сборных могут рассчитывать на своих тренеров, которые не только проведут занятия по подготовке, но и поддержат, вдохновят своими знаниями и любовью к предмету.

Проведение олимпиад и мероприятий по подготовки к ним для столичных учащихся способствует развитию талантов детей и формированию у них навыков, которые пригодятся им в будущей профессии, и соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube