20 октября отмечает свое 75-летие Виталий Владимирович Рубцов – основатель, первый ректор и президент МГППУ, заведующий созданной им в структуре университета Кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», академик РАО, профессор.
Начав под руководством В.В. Давыдова изучать проблему совместности при решении физических задач, В.В. Рубцов пришел к созданию нового научного направления социально-генетической психологии. Речь шла не только о детерминации процессов развития в ходе обучения социальными взаимоотношениями его участников, детей и взрослых, но и о становлении новых форм детско-взрослой социальности в образовании. Не только о формировании индивидуального субъекта внутри коллективного, но и о трансформациях самого коллективного субъекта по мере роста учебной самостоятельности, инициативности, произвольности, свободы каждого и всех, кто вместе осваивает учебное содержание. Школа, которая не желает менять традиционный образ своего мышления, который задает планку доступности содержания и форм обучения для детского (в итоге, и взрослого) ума, культивирует массовую «задержку» в его развитии. Таков вывод из работ В.В. Давыдова. Школа (класс, группа), которая мыслит себя как место для передачи знаний, умений и навыков», а не как потенциальный коллективный субъект, опирающийся на многообразные поиски, пробы, преобразования, инициативы детей и взрослых, не может стать детско-взрослой общностью. Это уже вывод из работ В.В. Рубцов – в продолжение вывода из работ В.В. Давыдова.
Как создать в школе развивающуюся учебную общность детей и взрослых в качестве личностей, – главная проблема, которую решает В.В. Рубцов со своими последователями. Вполне закономерно, что, начиная с конца 1980-х гг. В.В. Рубцов выступил инициатором, автором, разработчиком координатором разного уровня проектов развития образования в нашей стране (в широком диапазоне: от информатизации образования – до создания образовательных стандартов подготовки педагогов). В эту работу он впервые вовлек широкий круг психологов, на которых ранее возлагались, в основном, вспомогательные, «сервисные» функции (диагностика, консультирование и др.). Это были, прежде всего, сотрудники Психологического института РАО, который В.В. Рубцов возглавлял более 20 лет, и МГППУ, созданного им «на плечах научных школ Института» (выражение Виталия Владимировича).
Спор о том, какой подход лучше – деятельностный или не деятельностный, был решен в практической сфере, где коллективы В.В. Рубцова выстраивали образовательные практики в различных формах деятельности (учебной, игровой и др.).
Для того, чтобы осуществить преобразования тех или иных социальных практик, нужно сами эти практики построить как формы преобразующей деятельности: «преобразовывать» что-либо извне бессмысленно. Если мы желаем достичь развивающих эффектов образования, то и сами модели образования должны быть заданы в логике «развития деятельности» (В.В. Давыдов).
В этой же логике В.В. Рубцовым был задуман и создан наш университет, МГППУ, в ней он продолжает работать. МГППУ – это своеобразный мир деятельностей, в который с самого начала вводится студент, с растущим пониманием того, как они построены и устроены. По замыслу В.В. Рубцова, в нем не должно быть и нет водоразделов между фундаментальным знанием (его освоение обеспечивает теоретическое мышление), «применением знания» (это все та же работа теоретического мышления, в ходе которой могут добываться новые знания), проектированием (проект – это теоретически обобщенный способ преобразования реальности), организацией деятельности (это – кооперация действий участников преобразования, форма которой отражает «понимание сути дела», т.е. является составляющей теоретического замысла). Насколько нам известно, такая модель университетского образования не имеет аналогов.
Несколько лет назад Виталий Владимирович давал интервью в рамках видео-проекта МГППУ «Психолог-и-Я. Живые истории». На вопрос ведущего о его мечте, он ответил: мечтаю построить школу. Мечтаю – потому что знаю, как это сделать. Знаю, как научить детей учиться. Ведь для этого и строят школы. В этом простом ответе – мудрость ученого, который, создав научную школу и университет, пришел к самому сложному. И сложнее здесь всего учителю. Он, по словам Мартина Хайдеггера, «должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики. Учитель гораздо менее уверен в своих обоснованиях, нежели те, кто учится. Если отношение между учителем и тем, что он преподает, является подлинным, то тогда в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное призвание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором». Но глубоко понять это может лишь «знаменитый профессор», т.е. ученый, по мере осознания себя учителем, который одновременно способен занять меняющуюся в учении позицию ученика. Тут трудно ответить на вопрос, кому сложнее, а кому легче.
Можно лишь явить пример «совпадения позиций» Ученого, Учителя и Ученика, как это делает Виталий Владимирович Рубцов, вслед за своим Учителем Василием Васильевичем Давыдовым.
Удерживать эти три позиции с потрясающей бодростью духа, душевной широтой, энергией, заразительностью, чувством молодости, которые присущи Виталию Владимировичу, – само по себе дар. И условие новых свершений.
Дар – всегда ноша, которую не поделишь с другими, хотя, в итоге, им этот дар предназначен. Но ведь это счастливое предназначение. Поздравляя Виталия Владимировича Рубцова с юбилеем, пожелаем ему, истинному Человеку Деятельности, доброго запаса лет, здоровья, сил, настроения для того, чтобы следовать ему.
А.А. Марголис, В.Т. Кудрявцев, А.А. Шведовская