Качество образования // Новость

Возможно ли России отказаться от Болонской системы высшего образования


Возможно ли России отказаться от Болонской системы высшего образования
Фото: fishki.net

России стоит пересмотреть необходимость участия в Болонском образовательном процессе и вернуться к классическому варианту специалитета и аспирантуры. Такое заявление на днях сделал председатель Ассоциации юристов России (АЮР) Сергей Степашин («Научим по-своему», Российская газета, 17.03.2022).

Что такое Болонская система в России сегодня? Выиграют ли вузы, а, главное, студенты, если отказаться от нее? Уступает ли сегодня бакалавриат специалитету? Разбираемся с экспертами.

Один принцип для всех

Немного истории. Болонская система, когда диплом вуза можно получить уже через четыре года, а после, по желанию, углубить свои знания еще за два года (бакалавриат+магистратура), появилась в 1999 году.

Но суть не просто в схеме «4+2». Главный принцип: стандарты обучения должны быть одинаковы во всех вузах мира, а дипломы автоматически признаны во всех странах, подписавших декларацию.

Случилось это в Болонском университете, откуда и название самой системы. Россия присоединилась к процессу в 2003 году – девятнадцать лет назад.

– За эти годы российские вузы уже серьезно изменили свою инфраструктуру внутри, переделали образовательные программы, сделали не один и не два выпуска по системе бакалавриата, – отмечает председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. – Начали привыкать и работодатели. Вопрос отмены всего этого требует очень тщательного обсуждения: где необходимо снова вернуться к специалитету, а где можно оставить бакалавриат. Прежде чем принимать быстрые решения, надо проанализировать ситуацию. В первую очередь – с точки зрения востребованности программ.

Фундамент за четыре года

Кстати, немногие знают, но и бакалавриат, и магистратура в российском образовательном пространстве появились задолго до вступления в Болонский процесс.

– В1992 году в Законе «Об образовании в РФ» уже были понятия «бакалавриат» и «магистратура». Уже тогда вузы начали пробовать вводить подобные программы. Болонская конвенция лишь подтвердила этот вектор, – рассказал профессор ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов.

По его мнению, в случае отказа от «Болоньи» сложности могут появиться в области признания дипломов. – Признание дипломов наших вузов за рубежом и вузов иностранных государств у нас – процесс в целом отработанный еще со времен Советского Союза, – пояснил Болотов. – Правда, как правило, это были двухсторонние договоры: одна страна признает документы другой и наоборот. Думаю, межстрановое признание документов об образовании сохранится, просто надо будет оформлять дополнительные документы.

Эксперт уверен: в условиях, когда мир и рынок труда стремительно меняются, выбрать будущую профессию сразу на пять лет вперед, что предусматривает учеба в специалитете, нереально. Бакалавриат же дает образовательный фундамент по выбранному направлению, а вот уже под конкретное место работы можно «прокачаться» в магистратуре.

Бакалавр или специалист?

– Болонская система – это взаимные договоренности стран, которые поддерживают мобильность студентов и преподавателей и создают общее представление о качестве образовательных программ и отдельных курсов, – комментирует профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Благодаря этому студенты могут сами выстраивать свою образовательную программу, выбирая курсы в разных университетах. И их дипломы признают не только вузы других стран, но и работодатели по всему миру. Болонская система – серьезный рывок для России.

Важно понимать: Болонская система дает высшему образованию не только возможность сопоставлять наши курсы с какими-то курсами зарубежных университетов, но и развивать сетевые программы между университетами внутри страны.

Несмотря на то, что двухуровневая система «живет» в вузах России уже почти два десятилетия, критиков у нее все еще достаточно.

Основная претензия: бакалавр не сравнится со специалистом, за четыре года нельзя подготовить квалифицированного работника. Бакалавров называют «недоучками».

– Это очень устаревшие представления людей, которые никогда не учились по системе бакалавриата, – считает Абанкина. – Во всем мире – тренд на короткие программы, в России на уровне президента поддержан проект «2+2+2», который позволяет уже на втором курсе бакалавриата скорректировать направление или даже поменять факультет. Образование становится более гибким, и это именно то, что нужно сегодня.

Мнение

Александр Адамский, научный руководитель Института образовательной политики «Эврика»:

– Идея отмены Болонской системы, как и всякая предельная идея, может затормозить нормальный процесс подготовки кадров для экономики страны, для общественных нужд. Это связано с изменением законодательства, с очень сложной перестройкой программ, профстандартов подготовки кадров.

Болонская система – это бакалавриат плюс магистратура и, к тому же, возможность обмениваться образовательными модулями. Суть как раз в этом: студенты могут учиться сразу в нескольких вузах, комбинировать программы и образовательные модули вузов из разных стран. У нас с этим не сложилось. По сути, мы до конца в Болонскую систему и не вошли. Но это не мешало нам развивать образовательное и научное сотрудничество и, в то же время, культивировать там, где это уместно и эффективно, программы специалитета. Традиционные старые добрые отечественные программы 5-6-летней подготовки, например в медицине. И это дело университета. Академическая свобода в том и состоит, чтобы на уровне вуза выбирать максимально эффективный и конкурентоспособный формат обучения.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube