Более 250 тысяч российских детей ежегодно проходят длительное лечение и реабилитацию в больницах. Зачастую путь к здоровью затягивается на месяцы и даже годы. Тем не менее между капельницами и операциями дети успевают учиться в школе и выбирают будущую профессию.
Лечиться не равно не получать знания
Сибиряк Иван З. любит математику и может с легкостью подсчитать, что 16,5% своей жизни он провел в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Все начиналось с небольшой шишечки, у мальчика воспалился лимфоузел. Сибирские врачи диагностировали лимфому, пытались вылечить Ваню, но рецидива избежать не удалось. В декабре 2019 года мальчик вместе с мамой приехал в столичный центр. Из багажа – один рюкзачок. Думали, ведь, что ненадолго задержатся в столице, но с тех пор прошло 2 года.
Сейчас Ване 12 лет. В свободное от процедур время он ходит на уроки, общается с друзьями.
По статистике в нашей стране в 80% случаев детская онкология полностью излечивается, в отличие от взрослых, где речь идет, как правило, только о продлении жизни.
Но лечение и реабилитация – это длительный процесс, который растягивается на месяцы, а иногда и годы.
Прорыв в лечении детей со злокачественными новообразованиями произошёл в 90-е годы прошлого века, когда в Россию пришли западные протоколы и методы интенсивного лечения детских опухолей. Сегодня в крупных центрах онкологи достигли впечатляющих результатов лечения: при лимфобластных лейкозах – 80% излечения, при некоторых его видах – больше 90%, при лимфоме Ходжкина – почти 95%, при опухоли Вилмса (почки) – почти 90%.
Ваня, как и многие ребята, продолжает учиться даже в больничных стенах. Уроки, парты, особенно внимательные учителя, ЕГЭ, выпускные и ни малейшего желания прогулять занятия по причине плохого самочувствия.
Образование – курс на выздоровление
Госпитальные школы появились достаточно давно, еще советские школьники продолжали грызть гранит науки в стенах больницы, со скидной на самочувствие, конечно же. Однако принципиально новый формат больничных уроков появился всего 8 лет назад. Первооткрывателем стала столичная школа № 109. В рамках реализации проекта «УчимЗнаем» педагоги учат детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах. Ежегодно за парты больничных классов садятся около 5 тысяч школьников. Москва занимает лидирующие позиции в стране по внедрению и реализации госпитальной педагогики.
«Когда человек болеет, для него важно поставить цель и планомерно идти к ней. Ведущая цель нашего проекта – не просто помочь ребенку не отстать от школьной программы в период продолжительного лечения, а дать понять, почувствовать ему и его близким, что болезнь не останавливает саму жизнь. Получение образования подразумевает множество тактических и стратегических целей: не отстать в знаниях от сверстников, выполнить интересный проект, сдать экзамены, научиться чему-то новому. Эти, казалось бы, нехитрые цели помогают ребенку преодолеть тяжелый жизненный период, когда он болеет», – рассказывает руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.
На первый взгляд больничная школа мало чем отличается от обычной. Но отличий все-таки очень много.
Для детей школа – это не только образование, но и надежда на будущее, хотя бы временное возвращение к жизни обычного ребенка. А возвращаться к жизни нужно, особенно когда никого не хочется видеть и есть только желание укрыться одеялом. Госпитальная же школа должна привести к тому, чтобы ребенок, если он может встать, встал с кровати, причесался, умылся, вышел в коридор и зашел в класс. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Безусловно, педагоги понимают, что занятия необходимы, но основная задача для ребенка в период лечения – справиться c болезнью. Но длительное нахождение в больнице не должно запомниться только как время борьбы с болезнью, уроки становятся своеобразным окном в мир. Будто в ней нет онкологии.
Сроки нахождения в стационаре у ребят разные, – от месяца до двух с половиной лет. Поэтому и образовательная программа для каждого выстраивается индивидуально. Ведущую роль в составлении образовательного маршрута играют врачи. За ними решающее слово в определении степени разрешенной нагрузки, ее объема и интенсивности, форм организации занятий. Учитывается и уровень знаний ребенка, его желания и потребности в дополнительном образовании.
Учителя – проводники в обычную жизнь
Учителей специально готовят к работе в госпитальной школе, они проходят тренинги, постоянно повышают квалификацию. Не каждый педагог может работать в детской больнице и ежедневно видеть страдания детей и переживания их родителей. Правильно коммуницировать с врачами, больными детьми и их родителями – это одна из важных компетенций учителя в детской больнице.
Госпитальные классы, как и классы в обычных московских школах, оснащены учебным оборудованием, на уроке используются современные информационные технологии. Они не заменяют учителя, но помогают ослабленным детям экономить время и силы.
Занятия часто проходят в игровой форме, учителя используют арт-педагогику. Данные технологии помогают больным детям адаптироваться к изменившимся условиям жизни в период болезни. Через творчество ребята осваивают даже основную программу. Обучение точным наукам проходит в классе робототехники и конструирования. А в школьной радиостудии не только создают радиосюжеты, но и работают над нарушениями речи, которые часто сопровождают болезненные и тяжелые медицинские процедуры.
Болезнь – это временно. Знания – навсегда
Дети не всегда сразу включаются в работу, иногда сначала наблюдают, но потом с головой уходят в школьные будни. Эти школьники особенные, они впитывают как губки. Все, что может дать им учитель – они впитывают, им не хватает своей энергии и сил из-за тяжелого лечения. Поэтому сколько учитель готов отдать, столько они и готовы взять. Все участники проекта «УчимЗнаем» верят, что болезнь – это временное явление и ребенок обязательно вернется к полноценной жизни и в свою родную школу.
В Международный день детей, больных раком, педагогам, помогающим детям на длительном лечении, вручили награды. Ведомственные награды столичного Департамента образования и науки вручили 43 педагогам школы № 109.
«Москва является лидером движения как в России, так и в ближайших странах, по созданию среды благополучия детей в больницах. Создаются госпитальные школы. Проект “УчимЗнаем” – детище города Москвы, Департамента образования и науки вместе с ведущими крупными медицинскими центрами, одним из которых является Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва. В этот день мы говорим не только о детском раке, успехах медицины, но мы и направляем слова благодарности тем, кто находится рядом с детьми, оказывает им всяческую, достаточно большую комплексную поддержку.
Среди этих людей, конечно, находятся госпитальные педагоги.
Это особая грань нашей педагогической профессии – люди, которые каждый день входят в медицинские стационары для того, чтобы помочь ребенку отвлечься от тяжелого заболевания и увидеть ту цель, которая наряду с лечением поможет выздороветь», – рассказал руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.