Качество образования // Статья

Какими должны быть инженеры нового поколения?


Какими должны быть инженеры нового поколения?
Фото: primorsky.ru

27 декабря ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский провел встречу с представителями СМИ. Глава вуза рассказал журналистам о роли Московского политеха в подготовке инженерных кадров, укреплении связей вуза с автопромом, повышении престижа инженерного образования и критериях приема на технические специальности.

Новый автомобиль – доступный, экологичный, беспилотный

Прежде всего Владимир Миклушевский отметил, что Политех успешно вписался в одну из главных стратегий, которую обозначил президент РФ – технологический суверенитет. Как известно, все иностранные автомобильные производители за редким исключением ушли с российского рынка после 24 февраля, их место начали занимать китайские предприятия. Совместно с ними планируется создание новой версии «Москвича».

В этих новых условиях перед Московским политехом была поставлена задача развивать отечественное автомобилестроение. Владимир Миклушевский напомнил, что в 2016 году одним из шести вузов, вошедших в состав нового Политеха, был МАМИ – лидер в подготовке специалистов для автопрома. Кроме того, на базе вуза уже несколько лет действуют конструкторские бюро, которые занимаются инженерным и промышленным дизайном, а также конструированием автомобилей и электробайков. Сотрудничество с крупнейшими российскими компаниями в области автомобилестроения (Автотор, КАМАЗ, НАМИ, Меркатор) позволило за последние полтора года открыть две новые лаборатории – цифровых двойников и спортивного транспорта. В настоящее время создается масштабная лаборатория для испытания аккумуляторов и электродвигателей, планируется развитие интеллектуальных систем и робототехники (цеха автомобилестроительных предприятий роботизированы и способны перестраиваться на производство новых моделей).

Все это обеспечило условия для получения Московским политехом гранта в рамках программы «Приоритет 2030» за проект «Доступный электромобиль». Информация о гранте опубликована на сайте Минобрнауки РФ 23 декабря.

«Работа, которую мы провели в течение 2021–2022 годов, получила должную оценку комиссии Минобрнауки России. В 2021 году мы выиграли только базовую часть гранта, это около 100 миллионов рублей. В этом году мы сумели войти в специальную часть гранта и получили дополнительно 351 миллион рублей. Но важны не столько цифры, сколько признание тех результатов, которые мы представили», – отметил ректор Московского политеха Владимир Миклушевский.

Теперь главная цель – перейти от прототипов (опытных, экспериментальных моделей) к образцам электромобилей, которые будут приняты в серийное производство.

Концентрация усилий на производстве именно такого вида транспорта, по словам Владимира Миклушевского, осознанна и закономерна: в этом направлении развивается весь мир, и совершенно очевидно, что это будущее автомобилестроения – как легкового, так и грузового. Есть целый ряд технологических факторов, которые однозначно говорят в пользу этого направления: простота управления, переход на беспилотники, экологичность.

«Что-то физики в загоне»

Предприятия-партнеры – КАМАЗ, G-Drive Racing и Автотор – поручили Политеху выполнение производственных заказов, в связи с этим в вузе открыли три топовых направления подготовки: гоночный инжиниринг, инженерный дизайн и мехатроника (наука на стыке механики и IT). Планируется открыть виртуальную лабораторию по 3D-моделированию с использованием сложного программного обеспечения.

Все это требует серьезной перестройки подготовки инженеров, и начинать, как убежден Владимир Миклушевский, следует со школы – именно там технические вузы должны отбирать способных и мотивированных абитуриентов.

«Без этого, скорее всего, мы не достигнем успеха. Во-первых, для того чтобы учиться на таком сложном направлении, как инженерное, надо хорошо знать физику и математику, во-вторых, если мотивации нет, скорее всего, человек вряд ли будет учиться, ему будет неинтересно», – отметил Владимир Миклушевский.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, какие дискуссии ведутся сейчас в профессиональном сообществе вокруг преподавания физики в школе и критериев приема в вузы на инженерные специальности. Ректоры вузов вместе с Минобрнауки подготовили новую концепцию преподавания физики в школах, поскольку в настоящее время количество выпускников, выбирающих этот предмет для сдачи на едином госэкзамене, уменьшается, также снижается средний балл ЕГЭ по физике. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов предложил, чтобы выпускники школ при поступлении на инженерные направления подготовки предоставляли результаты ЕГЭ по профильной математике, физике и информатике. При этом по обязательному ЕГЭ по русскому языку установить минимальный балл – 36 или 24 (то есть фактически зачет/незачет). По мнению некоторых технических вузов, которое высказал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, такая мера «очень сильно повысит мотивацию региональных систем управления образованием и школ к преподаванию физики».

Поясним, что в 2021 году были внесены изменения в порядок приема в вузы, которые позволили абитуриентам представлять в вуз лучший из результатов ЕГЭ по нескольким предметам, например, либо по физике, либо по информатике. И большинство выбирали именно информатику, так как сдавать ее несколько проще.

Как отметили в пресс-службе Рособрнадзора, «сдача трех профильных экзаменов на все инженерно-технические специальности может быть оправданным шагом, который снимет напряженность с выбором между информатикой и физикой» и несомненно, поднимет общий уровень абитуриентов и качество приема на обучение в вузах технического профиля». Однако в ведомстве признают, что «в первые годы реализации данного решения возможно некоторое снижение числа абитуриентов технических вузов».

«Действовать тонко и точно»

Владимир Миклушевский разделяет эту позицию. По его мнению, все три предмета – физика, IT или математика – одинаково важны для будущих инженеров, но, если сделать физику обязательной, «абитуриенты просто не пойдут на инженерные специальности», и «контингент резко упадет». Конечно, ведущие вузы, готовые к такому нововведению, могут перейти на такую систему приема уже в следующем году. Но для всех остальных потребуется не менее пяти лет пилотного режима. «Регулировать этот вопрос надо более тонко и точно», – подчеркнул Владимир Миклушевский.

Он предложил два выхода из этой ситуации: во-первых, усилить школьную подготовку по физике – по его словам, «это целенаправленная и довольно небыстрая работа, поскольку школа – консервативный институт, изменения здесь происходят медленно». Во-вторых, вузы должны принять в этом участие, и регионы должны потратить деньги на предпрофессиональную подготовку, как это сделала Москва.

Например, Политех работает с 250 столичными школами, в том числе инженерной и IT-направленности. Ученики приходят на «Университетские субботы», в свою очередь преподаватели вуза ведут занятия в профильных классах. При Политехе организован детский Технопарк, который специализируется на автомобилестроении. В своё время он был открыт на грант правительства Москвы.

К сожалению, конкурсы на инженерные специальности даже в таком авторитетном вузе, как Политех, ниже, чем на такие популярные направления подготовки, как «Реклама и связи с общественностью» или «Издательское дело и журналистика» (Политех – вуз многопрофильный, здесь 250 направлений подготовки). Поэтому будущих инженеров приходится дотягивать до необходимого уровня за счет дополнительных адаптивных курсов, которые, что важно, бесплатны для студентов.

С первого курса студенты попадают на производство и занимаются проектной деятельностью (под конкретные задачи предприятий, как уже упоминалось выше), которая занимает 10% учебного времени. В ближайших планах – увеличить этот показатель до 25–30%.

Гибкие траектории подготовки

Одним из резонансных событий этого года стало объявление о выходе России из Болонского процесса. После обсуждения с академическим сообществом Минобрнауки было приняло взвешенное решение не разрушать сложившуюся за эти годы структуру обучения, сохранив в то же время традиции российского образования.

В настоящее время в Политехе 86% подготовки приходится на бакалавриат и 14% – на специалитет. В 2023 году ожидают соотношение 88% на бакалавриат и 12% на специалитет. По словам Владимира Миклушевского, увеличивать долю последнего не имеет смысла. Напротив, большое внимание уделяется гибким траекториям обучения по системе 2+2+2.

«Логика этой системы проста и понятна: программу первых двух курсов максимально унифицируют, чтобы при необходимости переход на другое направление был проще», – пояснил руководитель Политеха. В то же время он рассказал, что перейти, например, с художественного направления на инженерное или наоборот будет непросто, поскольку придется досдавать много экзаменов, а вот внутри одного профиля – реально.

Кроме того, получить конкретную специализацию можно в магистратуре. Сейчас идет активное обсуждение на тему того, чтобы дать право выпускникам специалитета поступать в магистратуру на бюджетные места. До сих пор такую привилегию имели только выпускники бакалавриата.

Как отметил Владимир Миклушевский, введение Болонской системы позволило фактически, с учетом магистратуры, увеличить продолжительность обучения до 6 лет против 5 лет в прежнем специалитете.

В феврале Московский политех более подробно расскажет о планах своей дальнейшей деятельности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube