Городское образование // Статья

Как московским школьникам помогают выбирать свое призвание?


Как московским школьникам помогают выбирать свое призвание?

Мы уже писали о предпрофессиональных классах в московских школах. На этот раз журналистам предложили отправиться в школу № 1474, расположенную в отдаленном столичном районе Ховрино, чтобы воочию убедиться, как реализуется на практике масштабный проект. Здесь открыты инженерный, медицинский, предпринимательский, педагогический, кадетский, медиа- и ИТ-классы. А в этом учебном году открылись два новых – инженерный и авиастроительный.

10-й и 11-й классы обучаются здесь в отдельном здании, в котором созданы все условия для предпрофессиональной подготовки. Но все учащиеся этой школы, включая воспитанников дошкольного отделения, здесь частые гости, им предоставлена возможность посещать лаборатории, оснащенные современным оборудованием.

По словам директора школы № 1474 Ирины Курчаткиной, задача дошкольного образования – развить у детей мотивацию к познанию, в начальных классах – привить учебные навыки (научить учиться), в основной школе – заложить основы фундаментальных знаний. С 7-го класса детям предлагают выбрать ту или иную вертикаль (направление) обучения с возможностью получения не только углубленных знаний по ряду предметов и посещения кружков по интересам, но и прохождения первых профессиональных проб в колледжах Москвы.

Такая планомерная комплексная работа обеспечивает самоопределение ребят к старшим классам.

Как строится обучение в предпрофессиональном классе?

Прежде всего на основе углубленного изучения профильных предметов, часто сверх школьной программы. Например, в медицинском классе, помимо традиционных химии и биологии, это биохимия, медицинская генетика, курсы первой помощи.

В предпринимательских классах – маркетинговые коммуникации, управление бизнес-процессами и запуск стартапов. Во вновь открытых авиастроительных и космических классах в программу обучения включены 3D-моделирование и 3D-печать, робототехника, механика космического полета, навигация, геоинформатика и другие специальные дисциплины.

Кто преподает в предпрофессиональных классах?

Поскольку обучение в предпрофессиональных классах строится на тесном взаимодействии с вузами-партнерами, то часто занятия проводят преподаватели этих вузов и ведущие эксперты в той или иной сфере. Кроме того, старшеклассники посещают лекции и мастер-классы на базе самих вузов, включаясь в научно-исследовательскую деятельность вместе со студентами, принимают участие в научно-практических конференциях и олимпиадах.

Большой популярностью среди старшеклассников пользуются «инженерные», «медицинские» и другие профильные каникулы, во время которых ребята не только отдыхают, но и знакомятся с предприятиями и организациями потенциальных работодателей.

Например, партнерами космических и авиастроительных классов являются НПО «Алмаз», МИСиС, МТУСИ, МАИ и другие. Занятия для учеников медиакласса организованы в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГИМО. Для медицинского класса – в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, других медицинских вузах, в Дарвиновском музее.

Как оборудованы предпрофессиональные классы?

Оборудование школьных лабораторий тоже позволяет получать полноценные знания. Например, в медицинском классе есть манекены, на которых можно тренировать навыки оказания первой помощи, есть современные микроскопы и интерактивный анатомический стол Пирогова, с помощью которого удобно изучать строение человеческого организма.

Есть класс робототехники и 3D-моделирования и даже класс для генерации идей.

Школьный IT-полигон – пространство, которое позволяет проводить уроки для всех школьников по всем предметам, включая музыку и литературу.

В каждом предпрофессиональном классе царит своя атмосфера. Например, в медиаклассе – атмосфера расслабленная и немного богемная: ребята сидят в удобных мягких креслах, среди книжных шкафов, пишут тексты и о чем-то неспешно переговариваются. В предпринимательском классе занятие ведет заместитель директора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», автор современного учебника по предпринимательству для школьников «Твой первый бизнес» Андрей Андрусов. Он уже давно не гость школы, а полноправный член педагогической команды.

Особая обстановка в медицинском классе, где ребята занимаются на специальных тренажерах и работают с микроскопами и другими приборами. Лица у всех сосредоточенные и серьезные.

А этот пациент готов к любым экспериментам и ничего не может возразить своим юным докторам.

В инженерном классе ребята увлеченно решают сложные задачи и выполняют опыты.

А это класс робототехники: твори, выдумывай, пробуй!

В IT-классе преобладают мальчики.

А тем временем в космическом классе идет занятие по инженерии космических систем. Ребята прототипируют и собирают модуль, который будет отвечать за индикацию приборов на спутнике, который запускается с космического аппарата.

Особо хочется отметить педагогические классы. Это относительно новый проект, который действует с 2020 года и реализуется в 112 школах. В числе профильных предметов – психология, педагогика, социология, акцент делается на формировании педагогических компетенций. Заинтересованность в организации таких классов очень велика, поскольку, по словам Ирины Курчаткиной, «здесь выращивают учителей для своих школ», правда, спектр профессий для людей с педагогическим образованием значительно шире.

Какие преимущества дает обучение в предпрофессиональных классах?

Участие в городских научно-практических конференциях («Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни»), в вузовских олимпиадах и конкурсах, успешная сдача обязательного предпрофессионального экзамена дают дополнительные 10 баллов для поступления в вуз.

«Выпускники предпрофессиональных классов показывают более высокие результаты ЕГЭ по выбранным профильным предметам, и, конечно, они более конкурентоспособны по отношению к выпускникам других классов. Мы видим, что очень высокий процент выпускников предпрофессиональных классов поступают в вузы, подтверждая свой выбор, сделанный еще в 10–11-х классах. Поступая в вузы, ученики предпрофессиональных классов продолжают исследования, начатые еще в школе, а предпринимательские стартапы нередко перерастают в успешные проекты», подчеркнула Наталия Киселева.

Как можно поменять профиль?

Но не всегда правильный выбор можно сделать с первого раза, и лучше поменять свое решение во время обучения в школе, чем в вузе.

Если ученик, отучившись в 10-м предпрофессиональном классе, понимает, что выбранное направление ему не очень интересно, он может досдать необходимые предметы и перевестись в класс другого профиля.

Кроме того, как отметила Наталья Киселева, глубокая академическая подготовка в предпрофессиональных классах и посещение дополнительных занятий в классах другого профиля позволяет их выпускникам выбирать смежные специальности – например, поступать не только на лечебные факультеты, но и на специальности, связанные с медицинским менеджментом, или IT-направлениями в медицине, или эксплуатацией медицинской техники.

Журналисты могут отдать предпочтение инженерной теме, аналогичным образом поступают и ученики предпринимательского класса, выбирая специфику своих будущих стартапов.

В этом случае в зависимости от интересов и потребностей ребенка для него составляется индивидуальный план, включающий различные модули обучения.

Как в школах организуются предпрофессиональные классы?

В этом учебном году различные предпрофессиональные классы действуют в 395 столичных школах. Ученик может поступить в любую из них, если он отвечает определенным стандартизированным критериям, которые прозрачны и понятны: результаты ОГЭ по математике и русскому языку и по предметам, соответствующим направленности предпрофессионального класса, а также средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9-м классе по каждому профильному предмету; портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях; наличие личной книжки волонтёра и мотивационное письмо, подтверждающее осознанный выбор ученика.

Также школа может открыть у себя те или иные предпрофессиональные классы, подав заявку в Департамент образования и науки Москвы. При рассмотрении заявки учитываются запросы учащихся в том или ином направлении обучения, а также их учебные результаты по профильным дисциплинам. Школам, получившим разрешение на открытие предпрофессиональных классов, предоставляется необходимый набор оборудования. То, что мы увидели в школе № 1474 – не исключение, а стандарт.

Планируется ли в Москве ранняя профилизация?

Мы уже писали о том, что, начиная с 7-го класса, дети выбирают вертикаль (направление) обучения – математическую, естественно-научную, IT, а с этого года еще появилась спортивная, которая предлагается ученикам 5-го класса.

Но это, пожалуй, единственное исключение.

По мнению Наталии Киселевой, в 56-х классах лучше акцентировать внимание на формировании фундаментальных знаний и их практическом применении.

«Тогда не теряется мотивация, и к старшим классам становится понятно, для чего нужно изучать то или иное новое понятие или новую тему. А в 7–9-х классах уже идут первые профессиональные пробы, практикумы, проекты, в том числе на базе колледжей. Но это очень сообразно их возрасту и их особенностям развития: им необходимо получать результаты своего труда. 10–11-е классы это самоопределение. Уже после того, как ты попробовал разные лабораторные практикумы, дальше уже определяешь, что твоё, что тебе ближе. Это общение со сверстниками, с теми, кто выбрал то же, что и ты. Поэтому предпрофессиональные классы в этом плане ещё и играют большую роль благодаря программам преемственности между школами и вузами», – отметила замруководителя Департамента образования и науки Москвы.

Директор московской школы № 1474 Ирина Курчаткина
и заместитель руководителя столичного Департамента образования и науки Наталия Киселева

Планируется ли расширять число направлений предпрофессиональных классов?

«Все зависит от потребностей экономики Москвы. В перспективе мы рассматриваем возможность организации транспортных, инженерно-строительных классов, и уже реализуются первые практики в этом направлении», – сказала Наталия Киселева.

В то же время она подчеркнула, что невозможно в каждой школе открыть медицинские классы, поскольку вузов данного профиля в Москве не так уж много. Для ребят, интересующихся химией и биологией, предложат смежные направления, а для тех, кого привлекают научные исследования, подойдут академические классы.

«Таким образом расширение предпрофессионального образования идёт не за счёт увеличения уже существующих направлений, а за счёт более узкой специализации, за счёт тех задач, которые ставит город, потому что крайне важно для системы образования Москвы подготовить выпускника школы так, чтобы он смог реализовать себя в экономике нашего города, чтобы он стал успешным. Поэтому здесь мы смотрим и на запросы города, и на возможности школы, и на взаимодействие школ и вузов», – отметила в заключение Наталия Киселева.

Фото информационного центра правительства Москвы


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube