Рейтинг самых продаваемых перед Новым годом игрушек, рост интереса к игропедагогам, каких игрушек не хватает в детсадах. Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета провел круглый стол «Игрушки — дело серьезное», соорганизаторы которого Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и издание «Учительская газета», где ученые, разработчики и производители обсудили мир игр и игрушек.
Традиционно перед Новым годом АИДТ составил рейтинг самых ожидаемых новогодних подарков. Оказалось, что в письмах Деду Морозу мальчики чаще заказывают высокотехнологичные конструкторы. Вообще, на этот вид игрушек приходится порядка 17% от всех продаваемых в России. У девочек большой запрос на кукол – 15% от всех игрушек, которые приобретают родители для дочерей. Причем, куклам недостаточно иметь внешнее сходство с человеком, нужно, чтобы у них была история – аксессуары, которые помогут ее придумать.
Как сказала президент АИДТ Антонина Цицулина, сейчас у детей и родителей «большой запрос на игры, которые несут ценностный смысл», что подтвердил директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, профессор Александр Савенков и предложил рассмотреть феномен игры как явления, которое в XXI веке стало приметой времени: «В период индустриализации игра ассоциировалась с бездельем, развлечением, чем-то несерьезным. В XXI веке цивилизация делает очередной поворот, игра неожиданно возвращается в образование и во всю нашу жизнь».
Сегодня в игры играют все – малыши, школьники, студенты и даже пенсионеры. Индустрия чувствует запрос и предлагает широкий спектр развлекающих и обучающих игрушек и игр.
«Игра хорошо прописалась в профессиональном образовании. Мы ожидали, что она разместится где-то в детском саду или в начальной школе, и вдруг видим, что при подготовке операторов сложных систем – экскаваторов, подъемных кранов, самолетов – идет обучение с помощью симуляторов, а это выросло из компьютерной игры. Таким образом происходит экономия ресурса, не ставится под угрозу жизнь обучаемого и инструктора, человек может получать компетенции на симуляторе, и лишь потом его можно сажать за реальные рычаги управления», – говорит Александр Ильич.
В связи с развитием игровой деятельности появилась потребность в специальной профессии – игропедагог. Первыми на вызов ответили в МГПУ и открыли программу магистратуры «Интеллектуальные игры». Курс оказался востребованным, отметила руководитель программы, доцент департамента психологии МГПУ Ольга Цаплина. Все магистранты, которые закончили обучение, нарасхват: работают в музеях, на организации квестов, в торгово-развлекательных центрах и даже с людьми пожилого возраста, для которых разрабатываются специальные игры для развития моторики и поддержки когнитивных функций.
Основной проблемой для курса стало отсутствие единомышленников – маркетологов, исследователей, которые могли бы поддержать направление собственными знаниями и помочь создать новые игровые технологии, которых явно не хватает, ведь меняется не только отношение к игре, как к развлекательному времяпрепровождению, смещаются акценты и внутри периода, которое называется детством.
«Меняется картина детства, меняются возрастные ступени, этапы. С одной стороны, мы долго пытались сформировать защищенный мир детства, с другой стороны, мы имеем дело с ребенком, который решает серьезные задачи, изучает себя в этом мире. Не случайно мы видим примеры подросткового поведения у дошкольников, – рассуждает профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук Татьяна Авдулова. – Одновременно в развитии игровой индустрии мы видим ситуацию, когда взрослый мир через игрушки приходит в детский. С одной стороны, игровая индустрия развивается естественным путем – возникают новые профессии, технологии, идеи. Но есть игрушки, которые транслируют взрослый мир ребенку. И при всей зрелости ребенка остается открытым вопрос, как он может понимать его и принимать».
Поспорили участники круглого стола еще об одном важном аспекте. Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин привел результаты опроса, проведенного на сайте газеты. Читатели ответили на вопрос, каких игрушек не хватает в детских садах. Картина получилась следующая: 49% высказались о нехватке настольных игр и головоломок, 30% – конструкторов и строительных наборов, 13% – кукол и персонажей, а 8% кажется недостаточным наличие специализированного и тематического транспорта.
Ситуация в некотором смысле парадоксальная. Ведь современные специалисты по игре утверждают, что как только в детском саду появляется качественный предметный конструктор, резко снижается число сюжетно-ролевых игр, в которых детям нужно придумывать себе костюмы, обстановку из подручных средств, что как раз и развивает в них фантазию, социальный интеллект, коммуникативные навыки.
А вот воспитателям, так же, как и родителям, гораздо проще увлечь ребенка понятной им предметной игрой, чтобы он некоторое время не отвлекал их от взрослых дел.
При этом, как отметил Александр Савенков, благодаря современным технологиям, «созданы все возможности, чтобы мы могли выращивать «цифровых маугли». Есть возможность создать для ребенка партнера по играм, который решит задачу родителя занять ребенка какой-то игрой». Александр Ильич даже пофантазировал, представив, что детский сад будущего может выглядеть так: малыша дома опекает робот, который его кормит, с ним играет, спать укладывает, а воспитатель им дистанционно управляет.
Но пока это дело пусть недалекого, но будущего. А в настоящем – дети по-прежнему заказывают в подарок кукол и машинки. Как говорит рейтинг АИДТ, по сравнению с прошлым годом с 7 на 3 место «перепрыгнули» игрушки-обнимашки. Но вряд ли они смогут заменить малышам объятия и внимание любимых взрослых.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.