Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке.
В 70-е Шнитке ввел в музыкальный обиход термин «полистилистика». Он начал повсеместно применять этот принцип, сводя в одном произведении несочетаемые эстетики – Баха и нововенскую школу, Глинку и Вагнера. А в 1977 композитор открыл цикл Concerto Grosso. Автор обособил эти концерты идеей непротивостоящего оркестру солиста. Музыка полистилистического Concerto Grosso № 1 много раз использовалась автором для создания мелодий к фильмам.
Итак, в каких фильмах звучала музыка Шнитке:
- «Мертвые души» (1984) и «Маленькие трагедии» (1979) М. Швейцера;
- «Фантазии Фарятьева» (1979) И. Авербаха;
- «Сказка странствий» (1983), «Экипаж» (1979) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) А. Митты;
- «Прощание» и «Агония» (1981) Э. Климова;
- «Восхождение» (1976) Л. Шепитько;
- «Горячий снег» (1972) Г. Егиазарова;
- «Белорусский вокзал» (1971) А. Смирнова;
- «Дядя Ваня» (1970) А. Кончаловского;
- «Комиссар» (1967) А. Аскольдова;
- «Вызываем огонь на себя» (1964) С. Колосова.
Зарубежные кинофильмы также не раз использовали его музыку:
- «Лобстер», 2015;
- «Остров проклятых», 2010;
- «Куда приводят мечты», 1998.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.