Качество образования // Расшифровка

«Чтобы обеспечить ребёнку социализацию в будущем, а не в прошлом, нужно отходить от архаичных способов образования»

Об этом заявил 21 ноября в программе «Утро» на канале «Россия 1» научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Предлагаем расшифровку.

«Чтобы обеспечить ребёнку социализацию в будущем, а не в прошлом, нужно отходить от архаичных способов образования»
Коллаж: Вести образования

– Рособрнадзор раскрыл допустимые учебные нагрузки. У 1-х классов не должно быть больше четырех уроков, у 2–4-х – не больше пяти, 6–7-е классы – не более шести и для 7–11-х классов – не более семи уроков. При этом нагрузка должна быть распределена равномерно. Также озвучены другие нормативы. Александр Изотович, учебная нагрузка, прописанная в нормах и правилах, отношение к действительности имеет посредственное, все об этом говорят, но по сути ничего не меняется. Почему?

– Потому что идёт постоянное увеличение объёма. К сожалению, это такой архаичный и очень, с одной стороны, неэффективный, а с другой стороны, вредный, рискованный способ. Считается, что если у детей есть проблемы, или в обществе проблемы, или в экономике проблемы, нужно, чтобы в школе появились новые предметы – финансовая грамотность, психология семейной жизни или ещё что-то. Этот архаичный способ увеличения объёма критически сказывается на детском здоровье. У нас проблемы и с качеством образования из-за этого.

– Может быть, тогда единая какая-то должна быть таблица? И домашние задания туда включать нужно?

– Об этом и речь. Например, в Красноярске есть потрясающий федеральный заповедник «Столбы» – дети получают там знания не на уроках, а в интереснейших проектах. В Южно-Сахалинске есть замечательный парк, который превратили в образовательные активности вместо уроков. Этот способ называется расшколиванием. Дело не в том, чтобы школы закрывать. Дело в том, чтобы школа другие пространства в себе поглощала, интегрировала это всё, в гармонию вводила. Чтобы не разрывать ребёнка: вот ты отсиди на уроках, а потом иди в музыкальную школу или на спорт. Кто-то в сюжете сказал, что надо идти от самого ребёнка. Это означает переход к индивидуальной программе, к индивидуальному подходу. Кто-то раскрывается в выучивании текста, а кто-то – в социальных, творческих, исследовательских, спортивных, трудовых проектах и так далее.

Насколько это всё возможно внедрить в масштабах страны?

– Абсолютно возможно. Была бы, что называется, воля.

– Чья воля и кто бы мог за это взяться, чтобы довести это всё в рамках нашей большой страны до разумного состояния?

– Это вопрос риторический. У нас есть правительство и Министерство просвещения, которые определяют федеральную образовательную политику.

– Если всё-таки говорить о нагрузке, которую дети испытывают в школе…

– Она чрезмерна.

– Вот эти факультативы – 7-й урок дополнительный, 8-й, 9-й. Это же всё-таки часть образовательного процесса. Ребёнок устаёт. Уставший ребёнок не может усваивать информацию. Может быть, эти факультативы, которые иногда даже в расписании не прописаны, как-то включить в это время, чтобы не загружать детей?

– Можно обойтись без домашнего задания, но для этого нужно отходить от архаичных способов образования, чтобы обеспечить ребёнку социализацию в будущем, а не в прошлом.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube