Партнерский материал // Статья

Высшее образование онлайн: как опыт EdTech-компаний позволяет менять современное образование


Высшее образование онлайн: как опыт EdTech-компаний позволяет менять современное образование
Фото: topline.ru

Появление онлайн-программ высшего образования – естественный процесс трансформации всех сфер жизни в мире. Вузам на этом пути непросто: онлайн сложнее поддерживать вовлеченность студентов в учебный процесс. Нужно подавать материал так, чтобы всем, кто занимается дома, было интересно. О том, как в этом поможет опыт индустрии онлайн-образования, рассказывают методисты программ высшего образования в Skillbox Галина Шульгина и Екатерина Прохорова.

Цифровизация высшего образования: что это такое?

Многие сферы жизни сегодня проходят этап интенсивной цифровизации. От банкинга и систем городского управления до медицины и коммуникаций – многие процессы в этих областях переводятся на язык цифры и трансформируются под влиянием этого.

Сфера образование также полностью меняет свою форму. Цифровизация для институций высшего образования – это серьезный вызов, поскольку она заключается не только в техническом переоснащении процесса обучения, но и в целом изменений – на уровне учебных планов, способов обучения, структуры курсов, коммуникаций. Можно выделить ряд трансформаций, которые происходят с высшим образованием, когда дело касается цифровизации:

  • Смена скилл-сета преподавателей и администраторов в образовании – нужно уметь адаптировать материал и учебный процесс к цифровой среде
  • Гибкость университетов – движение в сторону открытости к новой аудитории, разработка более коротких курсов
  • Ориентация на студента – использование адаптивных механизмов, чтобы учебный процесс был удобнее для студента
  • Разработка технологических решений для обеспечения более цифровизированного образовательного процесса – использование тренажеров, автоматизированных систем проверки домашних заданий, более прозрачная система оценок

В процессе цифровизации высшего образования в России было несколько этапов. Сначала вузы переходили к смешанному формату, перенося в онлайн отдельные занятия. Затем в дистанционный формат перешли целые дисциплины для расширения возможностей индивидуализации образовательной траектории студентов. Один из примеров – появление межкампусных курсов, которые стали доступны студентам из разных филиалов вуза, находящихся в разных городах или даже часовых поясах.

Занятия по данным дисциплинам перекочевали из аудиторий в Zoom или Microsoft Teams, однако каких-то качественных изменений в структуру курса обычно не вносили. Еще один пример – интеграция массовых открытых онлайн-курсов (МООС) в образовательный процесс. В учебные планы программ многих вузов вошло изучение отобранного под цели программ перечня онлайн-курсов от ведущих отечественных и зарубежных университетов.

Следующим закономерным этапом стал полный переход в онлайн-формат программ высшего образования – как бакалавриата, так и магистратуры.

Пандемия и цифровизация высшего образования: от катастрофы до качественного роста

В исследованиях уровня цифровой грамотности преподавателей, проведенных НИУ ВШЭ в 2019 году присутствует следующая оценка: «60% преподавателей редко или никогда не проводили лекции и занятия в дистанционном формате или формате вебинаров». Низкая готовность к резкому переходу в онлайн, необходимость освоения новых онлайн-инструментов и возросшая трудоемкость подготовки к занятиям повысили нагрузку на преподавателей. Те, кто не смог с этим справиться, перешли к заочному формату обучения, направляя студентам материалы для изучения и контрольные задания. Их доля составила от 5 до 30% в зависимости от вуза.

Ключевым вызовом стало отсутствие методической экспертизы для качественной организации дистанционного обучения и, как следствие, проблемы с поддержанием вовлеченности студентов. По результатам исследования, проведенного НИУ ВШЭ, учащиеся столкнулись с рядом новых проблем: нехваткой живого общения, проблемами адаптации к новым форматам обучения, неспособностью студентов обучаться онлайн, стресс из-за отсутствия привычного взаимодействия с одногруппниками и др.

Если говорить про позитивные аспекты, то пандемия спровоцировала резкий рост цифровизации высшего образования и интеграции в него инструментов EdTech. Именно тогда стало очевидным то, что у EdTech-компаний есть экспертиза и большой опыт массового обучения в условиях дистанта, а также навыки по организации внутренних процессов удаленно. Начиная с коммуникации в мессенджерах, заканчивая записью лекций – всё это является тем, с чем впервые столкнулись вузы, но уже было нормой для EdTech. И это стало точкой, в которой произошло сближение вузов и EdTech-компаний. Skillbox стал одним из самых активных участников этого процесса взаимной интеграции.

Высшее образование онлайн: в чем суть?

Онлайн-программы высшего образования реализуются, как правило, в полностью синхронном формате (обычные университетские пары мигрируют в Zoom/Teams) или смешанном формате, сочетая в себе некоторое количество предзаписанного контента со значительной долей синхрона. Однако, помимо занятий, студенты общаются с куратором и другими студентами в чатах, а также могут получить обратную связь по выполненным практическим заданиям. Нет недостатка и в рекомендуемых материалах, к которым учащиеся также могут обращаться на протяжении обучения.

В этом состоит отличие онлайн-программы высшего образования и заочной формой обучения. Заочные программы обычно организованы следующим образом. Студенты самостоятельно изучают рекомендуемые материалы по каждой дисциплине. Обычно это конспекты лекций, учебники, монографии и т.д. В конце семестра они сдают сессию – в очном или дистанционном формате. Однако в процессе обучения студенты фактически индивидуально и самостоятельно осваивают материал, практически не имея возможности взаимодействовать с преподавателями и одногруппниками.

У нас в Skillbox, например, программы высшего образования состоят из предзаписанных видеолекций, которые дополняются живыми вебинарами от преподавателей или приглашенных экспертов индустрии. Полученные знания студенты сразу используют при работе над кейсами и проектами, максимально приближенными к реальным профессиональным задачам. Для обсуждения возникающих вопросов и новостей индустрии, работы над творческими проектами созданы чаты групп и чаты дисциплин в каждой из программ высшего образования, к которым подключены не только студенты, но и кураторы и преподаватели. Таким образом, учащиеся, находясь в разных городах и даже странах, активно взаимодействуют друг с другом, участвуют в образовательном процессе и успешно осваивают программу.

Из чего состоит онлайн-программа высшего образования

В этом тексте – лишь часть важнейших элементов, способных сделать программы высшего образования более эффективными.

Реальный опыт. При создании курсов EdTech-компании ориентируются на опыт компаний и требования рынка. Многие программы обучения обновляются и дополняются раз в месяц или полгода. Особенно это характерно для IT-профессий.

Обучение от практиков. Практикующие эксперты могут не только читать лекции, но и стать кураторами дисциплин, проверять домашние и творческие работы. Опыт практиков крайне важен для будущих специалистов.

Форматы конструктивной обратной связи. С помощью разработанных скриптов и критериев проверки преподаватель имеет возможность быстро дать индивидуальную развернутую конструктивную обратную связь. Таким образом, у студента сохраняется мотивация к активной работе. Такой подход обеспечивает постоянный прогресс учащегося и качественное освоение дисциплины.

Аналитики. Методисты программ на образовательных онлайн-платформах регулярно отслеживают прогресс студентов, а также анализируют обратную связь о качестве контента, взаимодействии с преподавателем и прочее. Все это позволяет влиять на качественные метрики продукта. В Skillbox мы проходим путь от постановки большого количества гипотез и их проверки до внедрения лучших решений в рамках разработки курсов, системы обратной связи и оценивания роста студентов за период обучения.

Комплексный подход. Высшее образование позволяет студенту получить объемный портфель знаний. Здесь речь идет не только о hard skills, необходимых в профессии, но также и о метанавыках, освоение которых обеспечивают треки, заложенные в программу обучения. На базе комплексного подхода, ориентированного на овладение hard и soft skills, спроектирована и магистерская программа «Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн)».

Учебный план программы разрабатывался на основе анализа требований рынка и компетентностных профилей разработчиков игр и геймдизайнеров, а также консультаций с экспертами индустрии. За время обучения студенты осваивают три трека: разработка на игровом движке Unity, разработка на игровом движке Unreal Engine, геймдизайн и продюсирование игровых проектов.

Также студенты знакомятся с пайплайном создания 2D- и 3D-арта для игр и основами саунд-дизайна, учатся балансировать и монетизировать собственные учебные проекты. Предусмотренные в рамках изучения дисциплин групповые проекты помогают студентам отрабатывать полученные знания на практике и развивать soft skills, имеющие ключевое значение при командной разработке. По итогу обучения выпускники смогут стать как инди-разработчиками, так и присоединиться к командам игровых студий.

Кроме того, студентам важно получать возможность интегрироваться в комьюнити специалистов. В рамках той же программы мы создали практическую лабораторию Gamebox, где учащиеся могут не только воплотить в жизнь свои идеи и создать еще один проект для портфолио, но и стать частью геймдев-комьюнити.

Комментарий игрового продюсера, руководителя магистерской онлайн-программы «Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн)» от Skillbox и РАНХиГС Константина Сахнова о комплексном подходе в обучении:

«Часто люди спрашивают: “Я же иду на позицию геймдизайнера. Зачем мне знать Unity, Unreal Engine и другие направления, связанные с разработкой и не относящиеся к тому же геймдизайну? Всё очень просто. Если вы не знаете, что делают ваши коллеги, не знаете, в каких программах рисуют художники (это называется технологический стек), не знаете, на каких языках пишут программисты и какая логика написания кода, вам будет намного тяжелее написать для них задание. То же самое, если вы хотите стать разработчиком на Unity, вам полезно знать, как работают геймдизайнеры, которые проектируют механики, которые вы будете воплощать на практике».

EdTech + вузы: почему такое сотрудничество стало важным этапом. Опыт Skillbox

Выбор программ высшего образования, которые можно запустить в онлайн-формате, и переговоры с потенциальными партнерами об их содержании – один из ключевых этапов при принятии решения о запуске. Далеко не все профессии можно освоить онлайн. Несмотря на проникновение VR-тренажеров, симуляторов и других современных технологий в образовательный процесс, подготовить в онлайн-формате, например, врачей или химиков пока невозможно. Однако есть направления, которые при наличии экспертизы реально перевести в цифру. Например, Skillbox совместно с вузами-партнерами вполне успешно запустили программы высшего образования по дизайну, управлению и программированию.

С нашей точки зрения, будущее высшего образования – за сотрудничеством вузов и лидеров EdTech-рынка, где академическая экспертиза и научный опыт университетского образования сочетаются с практикоориентированностью, гибкостью и соответствием требованиям рынка со стороны EdTech-компаний.

Создание совместных программ – это объединение двух традиций в образовании. В таких программах есть как глубина с точки зрения предлагаемых знаний, так и конкретные возможности в дальнейшем применять и монетизировать эти знания.

Совместно с коллегами из вузов мы проходим длительный путь поиска компромиссов, решения образовательных задач и поисков оптимальных решений. Основной вектор нашей работы – востребованность выпускников на рынке труда, а также освоение ими всех необходимых компетенций, которые предусмотрены высшим образованием. Вуз обеспечивает фундаментальность образования, академическую экспертизу научного сообщества. И, конечно, есть ряд льгот, которые обеспечивает вуз-партнер, такие как студенческий билет (со всеми полагающимися этому статусу льготами), отсрочка от службы в армии, получение диплома государственного образца.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube