14 сентября прошёл второй день курсов повышения квалификации для педагогов и руководителей московской школы № 1354 «Проектирование игровой деятельности в сфере дошкольного образования: современные педагогические технологии в соответствии с ФГОС ДО», которые проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». Мероприятие открыл доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцев сообщением «Психология игры».
Владимир Кудрявцев напомнил слушателям о том, что игра бывает разной – детской, театральной, спортивной («в конце концов, жизнь – это тоже игра»), – и привел пример, показывающий своеобразие игрового феномена и в котором явно проступает природа игры.
Однажды Константин Сергеевич Станиславский во время тренинга с актёрами МХАТа дал им задание игрового характера: представить, что люди получили известие о том, что банк, в который они вложили свои деньги, горит. Затем он попросил актёров представить возможную реакцию потенциальных жертв пожара в банке. Актеры стали изображать разные действия: кто-то звонил по телефону в пожарную охрану, кто-то ругался, кто-то плакал… И только один актёр, которым оказался Василий Иванович Качалов, сохранял спокойствие и ни на что не реагировал. Тогда Константин Сергеевич его спросил: «А почему вы так спокойны?» На что получил невозмутимый ответ: «А мои деньги лежат в другом банке!»
По словам Владимира Кудрявцева, большинство актёров не вошли в игровой образ, а изобразили лишь некое «трафаретное состояние»: беспокойство, гнев, тревогу, отчаяние…
А единственный из всех по-настоящему, по-детски, поступил великий актёр Василий Качалов, потому что он создал ту условную ситуацию, которую мы не видим, но которую можно увидеть только при помощи воображения.
Он продемонстрировал невидимую сторону игры, которую способны занять только актёры и дети, хотя далеко и не все...