Казалось бы, какая связь между государственной итоговой аттестацией и международным исследованием, в котором российские школьники демонстрируют весьма посредственные результаты?
Если в TIMSS и PIRLS, содержащих традиционные задания, наши учащиеся лидируют, то в PISA отстают именно из-за отсутствия умения решать практикоориентированные задания, требующие нестандартного мышления.
Чтобы справиться с этой проблемой и выполнить поручение президента о вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, с 2019 года в нашей стране по примеру других государств начали проводить исследования «Оценка по модели PISA». В них используются задания PISA, которые оцениваются экспертами ОЭСР.
Формат исследования – всероссийский с параллельной представительной выборкой в 14 регионах.
Так вот, по словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, наши школьники, согласно данным исследования, состоявшегося осенью прошлого года, несколько улучшили свои результаты по сравнению с предшествующим периодом.
Однако дьявол, как известно, кроется в мелочах.
Как утверждают специалисты в области оценки качества образования, методология проведения общероссийской PISA с самого начала подвергалась критике, прежде всего потому, что в ней используются задания этого международного исследования аж 2012 года! С учетом того, что формат заданий PISA постоянно меняется, радоваться успехам наших школьников в решении явно устаревших задач просто не имеет смысла.
В PISA 2022 года появятся задания по математике совершенно нового интерактивного формата, которых не было в исследованиях прошлых лет и которые не используются в общероссийском аналоге. В них будут преобладать задачи с акцентом на логические подходы, решению которых в нашей школе практически не уделяется внимания, поскольку они не включены в стандарты по математике.
Более того, платформа РЭШ, на которой проводятся общероссийские исследования по модели PISA, несовершенна и не готова к выполнению заданий интерактивного формата, предполагающих работу с таблицами Exсel, графиками и так далее.
Так что, по признанию экспертов, ситуация с математикой очень тревожная: проблема остается, а школа ее не решает.