Городское образование // Статья

Как шутят современные школьники и для чего нужен урок смеха

9 детских вопросов и ответов про чувство юмора
  • 26 мая 2021

Как шутят современные школьники и для чего нужен урок смеха
Иллюстрация: kasperskydaily.com

Что может быть лучше, чем смеющийся над анекдотом или забавной шуткой ребенок? Но бывают ситуации, когда реакцией на шутку может быть не смех, а… слезы или, хуже того, кулак в нос.

На одном из занятий по журналистике мы с учениками с 1-го по 6-й класс говорили про смех. Тему предложили сами ребята, потому что они всегда обсуждают вместе то, что наболело. А, по их словам, шутить их сверстники стали совсем не смешно. Мои маленькие журналисты провели в своих классах опрос про юмор.

Вопрос 1. Что для тебя значит «смех»?

Для всех ответивших – это позитивное чувство, вызывающее только радость и счастье.

Вопрос 2. Что тебя может рассмешить?

Большинство сказали, что вызвать смех могут самые разные шутки одноклассников, сестер или братьев и друзей, главное, чтобы эти шутки не были обидными или злыми.

Кстати, смех выражает наши эмоции и передаёт их окружающим при помощи мимики и характерных звуков. Главная функция смеха – передача радости, сообщение окружающим о том, что человеку хорошо, приглашение разделить хорошее настроение.

Вопрос 3. Как часто ты смеешься?

Каждый день – это самый популярный ответ среди школьников. Есть ребята, которые смеются много раз в день.

Вопрос 4. Были ли ситуации, когда тебя обижали шутки других ребят?

Как оказалось, у всех были такие ситуации. Несколько человек ответили, что сталкивались со злыми шутками, но не обращали внимания на шутника, потому что понимали – он так обидно пошутил не специально. Скорее всего, в его жизни происходит что-то не очень хорошее, и злые шутки – это способ «прикрыть» свое плохое настроение. А, может быть, он по-другому шутить просто не умеет, и бесполезно ему делать замечания.

Кстати, злой юмор указывает на промахи и ошибки, часто довольно жестоко, не щадя чувства и состояние. Ирония и сарказм обесценивают достоинства, которые есть в каждом, и указывают на отрицательные стороны характера.

Вопрос 5. Почему школьники не умеют шутить или делают это неправильно?

Часто такие «шутники» пользуются сарказмом в адрес другого, чтобы прикрыть собственные недостатки характера, комплексы и травмы. Как правило, человеку, если у него все в порядке с самооценкой, не придет в голову прилюдно (а зачастую многие школьники зло шутят перед всем классом) оскорбить другого, даже если завуалированное унижение имеет форму безобидной шутки.

Вопрос 6. Как ты реагировал на злую шутку?

Ответы ребят были разные: кого-то такие шутки доводили до слез, кто-то молча отворачивался, делая вид, что не услышал, а кто-то и вовсе давал сдачи, но не словом, а делом – завязывалась драка!

Вопрос 7. Что делать, чтобы ребята учились шутить по-доброму?

Большинство опрошенных сказали, что в каждом классе было бы полезно проводить специальный урок по культуре смеха. Потому что детей нужно учить шутить правильно.

На этих уроках нужно рассказывать, как реагировать на ироничного человека, как быть в ситуации, когда ты сам пошутил, но тебя не поняли и обиделись, как правильно поговорить с человеком, который пошутил над твоими друзьями или родными. Это может делать классный руководитель или другой педагог. Если такого «шутника» не остановить, то он может обижать еще больше людей и делать это чаще.

Как строить отношения с ироничными людьми?
  1. Если это происходит не в первый раз, то желательно с таким человеком прекратить общение. Если вам приходится быть с ним в одном коллективе, то просто не нужно на него обращать внимание.
  2. Человеку можно сделать замечание или объяснить, что его шутка оказалась неуместной и вам это не понравилось.
  3. Попробуйте посмеяться вместе с ним. Или хотя бы ему улыбнитесь. Улыбка имеет магическую силу. Это обескуражит оппонента и также заставит поменять его тактику общения.
  4. Если ничего не помогает, придумайте себе антистресс. Например, творчество, спорт, кино. Переключите внимание на что-то другое – позитивное.

А если ничего из этого не помогает, ваша задача – самому изменить отношение к таким шуткам. Помните, что злые шутки – это прежде всего выражение собственных недостатков шутника, не имеющие к вам никакого отношения. Обижаться на иронию другого человека – это значит подпустить его слишком близко к личным границам. А этого лучше не делать.

Вопрос 8. Какие темы для шуток запрещены?

Практически все ребята ответили, что шутить над внешностью человека или над его здоровьем – запрещено. Нередко одноклассники слышали такие «приколы» от шутников. Но, к счастью, кроме самого шутника никто на это не отвечал смехом.

Вопрос 9. Что такое «черный юмор»?

Для всех ответивших – это шутки с двойным смыслом, юмор с примесью цинизма, который состоит из насмешек над смертью, насилием, болезнями, физическими проблемами. А еще среди современных детей встречаются шутки в адрес родственников – родителей, братьев или сестер. Получается, что обидная шутка ранит сразу несколько человек, а это уже недопустимо.

Мария Баркар,
журналист, руководитель Школы юного журналиста, медиапедагог



Новости





























































Поделиться