Качество образования // Статья

Как воспитывать детей в школе без оглядки на школьный рейтинг и почему педагогу важно быть для детей увлеченным


Как воспитывать детей в школе без оглядки на школьный рейтинг и почему педагогу важно быть для детей увлеченным
Иллюстрация: png.te

6 апреля Институт «Эврика» провел семинар «Школа руководителя класса» для московской школы № 854. Семинар начался с лекции старшего научного сотрудника лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО и одного из авторов Примерной программы воспитания Владимира Круглова про ключевые условия эффективной воспитательной деятельности.

По мнению Владимира Круглова, воспитательная деятельность будет эффективной, если главным смыслообразующим мотивом педагога становится личностное развитие детей.

«Мы иногда хотим достичь своих результатов, – объяснил эксперт. – Допустим, в классе есть успешный ребенок Вася, и, когда нам говорят об олимпиаде по литературе, мы, конечно, хотим, чтобы он в ней участвовал, а Вася говорит: я спортом занимаюсь, спасибо, мне не интересно. И мы пытаемся его убедить, подключая родителей, но наш мотив – не стремление к тому, чтоб он развивался, а чтобы у школы повысился рейтинг. Как разобраться, что является мотивом? Думать об этом, задавать вопросы – я делаю это для ребенка или у меня какие-то другие цели».

Владимир Круглов назвал три педагогических действия успешного учителя:

  1. Вовлечение детей в такие совместные с педагогом дела, которые отвечали бы их интересам и потребностям, потому что от этого зависит надежность контактов. Кроме того, надо выбирать такие дела, которые привлекательны для самого педагога, потому что увлеченный педагог способен увлечь детей. А еще стараться, чтобы организаторами дел были чаще сами дети, потому что тогда привлекательность этих дел для детей возрастает, и возрастают воспитательные возможности.
  2. Создание детско-взрослых общностей, объединяющих педагога и воспитанников. Очень важно устанавливать неформальные, помимо деловых, отношения с ребенком (это уходит из школы, и очень зря), потому что это влияет на образовательные отношения. «Если у ребенка складываются плохие отношения с педагогом, это отражается на предмете: учебник видеть не может, делать уроки не хочет, и успеваемость падает», – объясняет Круглов. Педагог должен стать чем-то интересным для ребенка, притягательным своими увлечениями, знаниями, профессионализмом, характером, нетривиальностью, потому что отношения между ребенком и педагогом влияют и на образовательные отношения.
  3. Побуждение детей к усвоению социально значимых знаний, развитию их в себе и накоплению социального опыта, чтобы он усваивал ценности, которые мы ему транслируем. Для этого педагогу важно выстраивать взаимоотношения с ребенком на основе трех Д: доверие, диалог, доброжелательность.

«Мы часто под прикрытием заботы о ребенке ограничиваем его в праве принятия решений, – считает эксперт, – это, например, про гиперопеку. “Ты замерз?” – спрашивает педагог. “Нет”, – отвечает ребенок. Всё, диалог закончен. “Ты замерз? Оденься!” – это не диалог, потому что педагог не дает выбора».

У ребенка не формируется навык оценивать свое состояние и принять решение переодеться, потому что эти решения принимал кто-то другой, объяснил Владимир Круглов.

По мнению эксперта, разумный взрослый стремится расширить зону самостоятельности, давая ребенку возможность совершать пробы и ошибки, которые необходимы для получения нового жизненного опыта.

На работе в группах у педагогов была возможность попрактиковаться в общении с детьми в разных педагогических ситуациях и найти интересные форматы взаимодействия. Допустим, пятиклассник днем разбил телефон и не идет домой, потому что боится, что родители будут его ругать. Разумеется, он не сразу рассказывает об этом классному руководителю. Или девочка из 8-го класса просит пересадить от нее подругу, с которой они якобы поругались, но на самом деле хочет сидеть с новеньким мальчиком и скрывает это.

«В такие моменты нет времени читать теорию, – объяснил Круглов, – потому что ситуация происходит здесь и сейчас, надо в нее включаться, реагировать, отвечать на вопросы и искать решения».



Новости





























































Поделиться