Качество образования // Статья

Что такое тематический каркас и как он облегчает жизнь учителям и школьникам


Что такое тематический каркас и как он облегчает жизнь учителям и школьникам

Понятие «тематический каркас МЭШ» может вызвать много вопросов – что это, для кого и зачем? Разобраться с ними нам помогла директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ Олеся Лукашук. Она рассказала об использовании этого инструмента в системе столичного образования. Напомним, 29 апреля Сергей Собянин сообщил на встрече с представителями компаний, которые стали первыми получателями правительственных грантов на разработку образовательного контента для МЭШ о том, что Московская электронная школа (МЭШ) будет интегрирована с независимыми платформами онлайн-образования, новый тип контента появится уже к следующему учебному году.

– Что такое тематический каркас?

– Это перечень тем школьной программы, который соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Если говорить проще, тематический каркас – это перечень крупных тем, в которых есть свои единицы содержания. По сути, это та структура, на которую может опираться учитель при составлении своей рабочей программы. Сейчас педагоги опираются на примерную образовательную программу и учебники, но в дальнейшем у них будет структурированный универсальный классификатор тем, который соответствует требованиям стандарта. В этом случае учителя смогут ориентироваться уже не по параграфам учебника – у них будет четкое понимание того, какие единицы содержания они должны изучить с детьми.

– Как тематический каркас помогает педагогам в работе?

– Справочник ключевых тем школьной программы уже встроен в ежедневный инструмент учителя – электронный журнал. И когда учитель планирует годовое календарно-тематическое планирование или свои уроки, он просто выбирает из предложенного перечня нужную тему и ее единицы содержания. Темы каркаса у всех одинаковые, и не возникает путаницы в формулировках, что тоже очень удобно.

Тематический каркас – это еще и технологический инструмент связки всех сервисов МЭШ: библиотеки цифровых материалов, электронного журнала и электронного дневника. С одной стороны, у нас есть классификатор, с другой – привязанный к нему контент библиотеки МЭШ и партнеров. Когда учитель планирует урок, он в системе выбирает нужную тему, и ему сразу предлагаются материалы из тематической подборки. В каком-то смысле это можно сравнить с библиотечным каталогом – человек приходит с четким запросом и благодаря структурированной системе находит то, что ему нужно.

В нашем случае система «понимает», что планирует человек, и предлагает материалы, которые можно использовать при изучении определенной темы.

Тематический каркас также позволяет выявить дефициты контента в библиотеке МЭШ. Сейчас планируется интеграция материалов таких организаций, как издательство цифрового контента «ФИЗИКОН», разработчик цифровой образовательной среды, участник ИТ-кластера инновационного центра «Сколково» МЭО (Мобильное электронное образование), международный проект «ГлобалЛаб», международная школа математики и программирования для детей от 6 до 17 лет «Алгоритмика», обучающая онлайн-система «01математика». Партнеры дополнят библиотеку Московской электронной школы содержательными и полезными материалами, что значительно увеличит возможности выбора как для ученика, так и для учителя. До этого в МЭШ уже были загружены цифровые материалы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», Учи.ру, ЯКласс, Skyeng, Яндекс.Репетитор и других.

– Зачем это нужно учителям?

– Как и все новое, работа с тематическим каркасом вначале кажется непривычной. Обычно учителя загружали в электронный журнал таблицу со своим планированием, которое можно было менять. Тематический каркас – это открытый инструмент: если педагог проходит на уроке одно, а в системе отображается другое, то это видят и ребенок, и его семья. Это помогает учителям в планировании своих занятий.

– Как педагоги помогают развивать тематический каркас?

– В течение года наши специалисты вместе с московскими учителями и экспертным советом обсуждали развитие содержания образования на педагогических сессиях и методических клубах. Итогом этих обсуждений стал обновленный тематический каркас МЭШ, включающий в себя образовательные результаты по всем темам школьной программы. Они станут ориентирами в обучении и подскажут учителю возможные способы организации деятельности школьника на уроке.

– Становится ли процесс обучения проще и понятнее для ребенка?

– Поскольку тематический каркас стал связующим звеном всех сервисов МЭШ, у ребенка в дневнике тоже отображается тема урока и тематическая подборка материалов. Каждый ученик может самостоятельно посмотреть обучающие видео, выполнить интерактивные и тестовые задания и познакомиться с другим образовательным контентом.

Также дети видят, что отметка теперь привязана к теме: они смогут понять и проанализировать, с чем у них возникают сложности, а что дается легко.

Это первый шаг к более эффективному инструменту оценивания – мы сможем уйти от аттестации по четвертям и триместрам к аттестации тематической, и это будет удобнее и учителю, и ребенку.

– Будет ли изменяться тематический каркас?

– Тематический каркас обязательно будет дополняться новыми единицами содержания. Это правильно: наука развивается, появляются новые темы, которые интересно обсуждать со школьниками и, естественно, их тоже необходимо будет включать.



Новости





























































Поделиться