Подростки // Статья

Почему подростки хотят попасть в Лицей ВШЭ

«Подростки говорят, что это не просто школа, а маленькая Вышка. Здесь много свободы, самостоятельности и тепла».
  • 3 марта 2021
  • 2912

Почему подростки хотят попасть в Лицей ВШЭ

Когда школьник говорит о самостоятельности и свободе выбора в обучении – что он имеет в виду? Сложно сказать наверняка и попытаться охватить все аспекты, но в старшей школе так или иначе для ученика становится особенно значимой возможность задавать цели, расставлять приоритеты, принимать самостоятельные решения. В интенсивной подготовке к поступлению часто приходится от чего-то отказываться, а чему-то посвящать все время. Хочется, чтобы это что-то было не просто необходимым формально, но действительно интересным и ценным.

В Лицее НИУ ВШЭ реализуется подход, который позволяет ученику самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, формировать осознанное отношение к собственному обучению – называется он персонализированным образованием.

«Персонализированное образование как явление не появилось внезапно: это эволюционный процесс развития системы образования, не взявшийся из ниоткуда. Главное – развитие личности учащегося: акцент не на знаниях – что, конечно, неотъемлемая частьпроцесса обучения, – а на субъекте образования, на подростке. Причем, неважно, идет ли речь о школьнике, о студенте или о взрослом», – считает Наталия Владимировна Копытова, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ.

Мотивация, осознанность, целеполагание необходимы подростку для егоуспешного и комфортного обучения. Да, не всегда это получается развить. Именно поэтому довольно конкурентная – и в то же время удивительно поддерживающая, дружественная – среда Лицея подталкивает ученика к формированию таких навыков еще на этапе поступления. А дальше – к совершенно новому уровню ответственности. Ответственности, которая связана с выбором образовательной траектории.

«Лицей это про людей. Это еще один пункт, из-за которого я, как и многие ребята, хотят в Лицей. Здесь постоянное общение и большое количество социальных проектов. Вот вчера мы остались до восьми вечера в школе, потому что все вместе готовились к контрольной по алгебре. Нагрузка немаленькая, но Лицей учит расставлять приоритеты и выбирать то, что тебе ценно. Выбирать самому. Именно эта возможность выбора меня привлекла, когда я общалась с лицеистами до поступления. А зачастую выбор – это большая ответственность: самому выбрать учебный план непросто, но мне в этом помогали выпускники, с которыми я поддерживаю общение, и куратор», – поделилась Елена Золотова, ученица Лицея НИУ ВШЭ.

Ученики совершенно по-другому воспринимают ответственность, когда дело касается не заданных школой или родителями установок, а их собственного выбора. Человек, приходящий в Лицей, – уже сам по себе взрослый, осознанный, и от принятия решений не теряется, а будто находит второе дыхание.

«Главной причиной, по которой я выбрала Лицей, – рассказывает Яна Золотова, ученица Лицея НИУ ВШЭ, – стала возможность изучать нестандартные предметы, как ТОК (теория познания) и экономика. А также учебная самостоятельность и ответственность выбора, когда ты отвечаешь за свои действия сам и можешь определить приоритеты, и, конечно, невероятная дружеская атмосфера. Это отличает Лицей от других школ».

К изменению собственных решений в будущем лицеисты относятся спокойно. Условия Лицея не останавливают ученика только на одном выборе, а дают возможность попробовать себя в одном направлении и перейти на другое.

«Я выбрал для себя такие предметы, которые и по сей день приносят мне не только знания, но и удовольствие от их изучения. Но не каждому так везет, именно поэтомув Лицее есть Юрьевы дни, где каждый лицеист может не только скорректировать приоритеты в учебном плане, но даже поменять направление. Например, кто-то учился на востоковедении, а потом решил учиться на дизайне. Правильная расстановка приоритетов это очень важно. Иногда можно что-то подучить по дороге в Лицей, иногда пропустить пару, чтобы закрыть долги или, как я, побежать на съемку. Однако не стоит этим злоупотреблять», – предупреждает Андрей Юдин, ученик Лицея НИУ ВШЭ.

«Учебный план выбирать немного сложно, потому что хочется и то, и это, а ещё поспать больше 6 часов. По своему опыту скажу, что не брать много – это нормально, брать один профиль, а не два – адекватно. В Лицее тяжело разрешить себе отдохнуть, поэтому лучше позаботиться об этом заранее. Выбор предметов и правда очень большой, но преимущество этого выбора в том, что предметы можно сменить, если передумаешь. Я ничего не меняла, мне нравится то, что я выбрала, хотя, возможно, в следующем году добавлю обществознание», – говорит Анастасия Щелканова, ученица Лицея НИУ ВШЭ.

В Лицее с самого начала обучения фокус на уникальности каждого ученика – это подтверждается и высокой конкуренцией при поступлении, и сильными показателями после выпуска. Однако значимым толчком к персонализированному образованию стала цифровизация. Пандемия стала ярким примером того, насколько адресный характер имеют новые технологии – теперь школы активнее обращают внимание на источники мотивации ученика, которые не всегда находятся в школе, и стремятся завоевать его интерес.

«Открытость системы образования в перспективе позволит каждому ученику самореализоваться, найти нужное в интересных для себя сферах: если в школе нет интересующего тебя предмета или курса, то где-то в другом месте ты точно найдешь то, что тебе интересно, и придешь к той цели, которую для себя поставил», – говорит Наталия Копытова, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ.

Лицейская атмосфера отличается от обычной школьной, однако персонализированный подход можно и нужно транслировать на другие школы. В другом темпе, с использованием других ресурсов – но возможно. Шаг за шагом вся система образования приходит к индивидуализации и персонализации, и в этот процесс вовлекается все больше и больше образовательных институтов.

«Еще несколько лет назад мы говорили лишь о возможностях для классов, групп учащихся. А сейчас мы движемся в сторону предоставления подростку возможности планировать собственную образовательную траекторию», – считает Наталия Копытова, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ.

О конкретных шагах к реализации персонализированного образования в любой школе можно узнать на одном из новых курсов повышения квалификации Лицея НИУ ВШЭ. Подробная информация о курсах представлена на официальном сайте.

Фото из архива лицея


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube