Качество образования // Статья

Комиксы и спектакли вместо скучного пересказа и комментарии вместо отметок

Как сделать уроки литературы увлекательными и оценить творческую деятельность учеников.

Комиксы и спектакли вместо скучного пересказа и комментарии вместо отметок
Иллюстрация: zen.yandex.ru

С 1 по 5 февраля в формате zoom-конференции Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел стратегическую сессию повышения квалификации педагогов и руководителей школ г. Красноярска.

Педагоги и директора красноярских школ не только повысили свою квалификацию благодаря лекциям и вебинарам с участием известных специалистов в области образования, но и поделились своими наработками. Большой интерес вызвали выступления учителей лицея № 9 «Лидер» о проведении уроков в форме мастерских. Мы попросили учителя русского языка и литературы Сергея Цветкова рассказать о своем опыте.

– Я думаю, что в ближайшем будущем школьный курс литературы может проигрывать интернету. Уже сейчас мы часто слышим от детей: «Мы прочитали краткий пересказ, зачем нам весь роман?» И тогда на помощь приходят различные творческие виды деятельности, для выполнения которых необходимо прочитать все произведение. Если же ребенок просто отвечает на вопросы в учебнике, то не происходит встречи с искусством. Чтобы эта встреча состоялась, он сам должен стать частью этого искусства, и для этого ему предлагаются различные формы переосмысления литературного произведения.

В нашем лицее уроки проводятся в форме мастерских, которые вовлекают детей в различные виды творчества. Это помогает лучше освоить школьную программу, найти необычные форматы взаимодействия с учениками.

Например, в параллелях 5–6-х классов работают четыре учителя русского языка и литературы, каждый из которых ведет свою мастерскую. Скажем, один педагог ставит спектакли по прочитанному, второй предлагает написать свое собственное произведение, третий – изучить язык писателя и составить словарь. Каждый вид деятельности становится ступенькой к пониманию того или иного литературного произведения или конкретной темы.

Ребенок вправе выбрать то, что ему интересно, и по окончании четверти сменить мастерскую.

Расскажу, как проходят занятия в моей мастерской. Сначала мы с ребятами читаем стихотворение, после этого мы его обсуждаем, а дальше я предлагаю им нарисовать прочитанное, то есть воспроизвести полученные знания в форме комикса. Если дети плохо рисуют, я предлагаю им другой вид творческой работы, который им больше нравится. Это может быть мультфильм с использованием лего-персонажей или пластилина, можно изготовить костюм для главного героя произведения и от его лица рассказать фрагмент текста.

То есть надо прежде всего исходить из того, что ребенку интересно.

И здесь я хочу обратить внимание на одну очень важную проблему.

Если вы занимаетесь с детьми творчеством на уроках литературы, то традиционная система оценивания уже становится неактуальной. Почему так происходит?

Например, ребенок нарисовал комикс по литературному произведению и сделал это великолепно. А другой ученик, который не умеет рисовать, выполнил это задание хуже с эстетической точки зрения, но в то же время он очень точно воспроизвел поэтические образы и смог передать свое понимание текста. В этом случае обычная пятибалльная шкала не дает учителю возможности всесторонне оценить результаты школьника, потому что она уравнивает непохожих. В этом случае правильнее написать комментарий к выполненной работе, в котором вы отражаете все виды достигнутых учеником результатов – предметные, метапредметные и личностные. Комментарий побеждает отметку, потому что он позволяет более объективно оценить творческую деятельность ребенка. Конечно, в конце четверти от традиционной отметки нам никуда не уйти. Для этого мы проводим аттестационные работы, направленные на проверку знания и понимания предмета, которые оцениваются по четким критериям. А рисунки детей к тем или иным литературным произведениям можно передать преподавателю ИЗО и таким образом оценить результаты ребенка по этому предмету.

Я призываю всех учителей не бояться экспериментировать в поиске разных подходов к ученикам, не бояться пробовать и ошибаться. И тогда они будут учиться с удовольствием!



Новости





























































Поделиться