Качество образования // Статья

Помогает или вредит учебе родительский контроль и как влияет на успехи ученика наличие домашней библиотеки

«Помогает или вредит учебе родительский контроль?» Такая тема была предложена для обсуждения на традиционном семинаре в НИУ ВШЭ.

Помогает или вредит учебе родительский контроль и как влияет на успехи ученика наличие домашней библиотеки
Иллюстрация: zen.yandex.uz

Перевод школ на удаленное обучение в период самоизоляции весной прошлого года показал, насколько велика роль родителей в образовании детей. Школа просто не справилась бы без их участия.

Но так было не всегда.

Например, в СССР авторитет школы был абсолютным: считалось, что она способна не только справиться с обучением и воспитанием детей, но и многому научить родителей.

Не случайно в то время «родительские ликбезы», организуемые педагогами, пользовались большой популярностью. Накануне перестройки школа признает необходимость сотрудничества с семьей, но не видит в родителях компетентных партнеров, занимая менторскую позицию по отношению к ним. Позднее, после развала Советского Союза и вступления в эпоху новых экономических отношений, система образования и семьи были вынуждены бороться за выживание, и заинтересованность школы в родителях сводилась к сугубо материальному аспекту, а именно: чем конкретно семьи могут помочь школе и сколько денег они сдадут на ремонт класса?

В «нулевые» годы, когда экономическая ситуация несколько стабилизировалась, школа стала рассматривать родителей как заказчиков, которые способны задать ориентиры для дальнейшего развития образования. Родители вошли в состав управляющих советов, от их решений стало многое зависеть в деятельности школы.

Новая редакция Закона «Об образовании» закрепляет расширение прав и обязанностей родителей.

Тема вовлеченности родителей в образование своих детей давно волнует умы зарубежных и отечественных ученых, посвятивших этому вопросу множество исследований. Одно из них – «Траектории в образовании и профессии» – представил на семинаре в НИУ ВШЭ доцент факультета экономических наук, старший научный сотрудник Института институциональных исследований ВШЭ Илья Прахов. Исследование носит лонгитюдный (продолжительный) характер: по словам Ильи Прахова, оно ведется в течение последних 10 лет. Объектом исследования стали учащиеся 9–11-х классов и их семьи.

Ученых интересовало, как влияют родители на учебные достижения своих детей (в исследовании рассматривались результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку) и выбор ими образовательных траекторий после окончания основной и средней школы? В каких случаях это влияние позитивно, а в каких наносит вред?

На основе проведённого анализа ученые выделили несколько типов родительской вовлечённости.

Первый сводится к контролю домашних заданий по основным предметам и оказанию помощи с их выполнением.

Второй тип отличается рациональной вовлечённостью, когда родители подставляют ребенку плечо в случае необходимости, то есть не решают за него задачу и не пишут сочинение, а, например, помогают подобрать дополнительную литературу, нанимают репетиторов.

Третье, особое место в этой классификации занимает полная или даже избыточная вовлечённость, которая включает в себя и контроль за учебой детей, и организационную активность родителей (участие в управляющих советах, родительских комитетах, инициация внеучебных мероприятий). Такое поведение граничит с гиперопекой.

Как выяснилось в ходе исследования, контроль домашних заданий по отдельным предметам отрицательно связан с успеваемостью школьника.

Фактор полной вовлечённости оказался не значимым и на достижениях детей никак не отразился. В то же время участие в родительских собраниях, привлечение репетиторов, помощь с дополнительной литературой, то есть рациональная вовлеченность – дает положительный эффект, способствуя повышению результатов ОГЭ и ЕГЭ.

«Возможно, влияние родительской вовлечённости, интенсивности этой вовлечённости на образовательные достижения школьников на самом деле имеет нелинейный эффект. Есть какой-то оптимальный уровень вовлечённости, когда действительно мы можем наблюдать положительные эффекты», – считает Илья Прахов.

Кроме этого, на результаты итоговых испытаний влияет социально-экономический статус семьи и уровень образования родителей.

Так, в семьях, где у родителей высшее образование, соответственно результативность учащихся выше, и это в принципе подтверждают результаты многих исследований.

Положительное влияние оказывает доход семьи: чем больше ресурсов, тем лучше успеваемость. Понятно, что обеспеченные семьи в состоянии нанять хороших репетиторов, оплатить занятия по интересам в сфере дополнительного образования и так далее.

Но вот еще один важный и неожиданный фактор: как выяснилось, в век информационных технологий наличие в доме «бумажных» домашних библиотек способствует повышению результативности школьника, особенно если рассматривать ГИА по русскому языку.

Что же касается влияния школы, то, как утверждают ученые, обучение в гимназии, в любой другой специализированной образовательной организации имеет значение для старшеклассников: их результаты ЕГЭ, особенно по математике, выше, чем у сверстников из обычных школ.

Немаловажен и гендерный аспект: юноши хуже девушек сдают итоговые экзамены после 9-го класса по русскому языку и по математике, зато показывают лучшие результаты на ЕГЭ по математике.

Кроме учебных достижений, исследовались и траектории выпускников 9-х и 11-х классов. В первом случае это выбор учреждения СПО или переход в старшую школу, во втором – поступление в вуз.

И здесь ученые опять приходят к выводу: чем больше родители контролируют учащихся, тем меньше вероятность того, что ребёнок будет поступать в старшую школу.

Илья Прахов связывает эту ситуацию с косвенными последствиями гиперопеки, которая отрицательно влияет на успеваемость, что в принципе не исключает возможность получения высшего образования в будущем, когда подросток станет более самостоятельным. Напротив, дети из семей с рациональной вовлеченностью родителей предпочитают продолжить обучение в старших классах. На выбор этой траектории влияет и наличие высшего образования у родителей, и пол (девушек среди старшеклассников больше, чем юношей).

Что касается поступления в вуз, то выводы насчет вовлеченности родителей аналогичны: выигрывают дети, чьи родители умеют организовать обучение ребенка, а не контролируют весь процесс «от» и «до».

По словам Ильи Прахова, «больше контролируют учебу своих детей люди без высшего образования, с более низким доходом, более низким уровнем культурного капитала», хотя часто у них нет другого выхода, если ребенок плохо учится.

В то же время фактор рациональной вовлеченности положительно связан и с образованием, и с материальным положением семьи, и с количеством книг дома.

То есть ученые ещё раз показали, что более высокие результаты ЕГЭ, более высокую вероятность поступления в вуз имеют дети из более образованных и обеспеченных семей, где у родителей есть возможность не только направить интересы ребенка в нужное русло, но и оплатить дополнительные занятия с репетиторами и другими специалистами. Таким образом, вопрос о неравных стартовых возможностях, о доступности высшего образования остается открытым.

Кроме того, как отмечали участники дискуссии, непонятно, как использовать результаты этого исследования в школьной практике, в частности, как взаимодействовать школе с семьями, где детям не уделяется никакого внимания?

По общему мнению, школа оказалась вне поля зрения ученых, поэтому научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов посоветовал своим коллегам в дальнейшем проанализировать школьный аспект во взаимодействии с учениками и родителями, поскольку школа, по его словам, «может быть дружественной по отношению к одним формам вовлеченности родителей и агрессивна по отношению к другим».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube