30 ноября 2021 года не стало Александра Ивановича Вавилова – выдающегося юриста, глубокого специалиста в области образовательного и трудового права.
Александр Иванович закончил юридический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова, защитил кандидатскую диссертацию. Его деятельность всегда была направлена на ключевые трансформации в области законодательства, которые бы обеспечили становление современной правовой системы в образовании, сняли барьеры в деятельности образовательных учреждений, изменили в лучшую сторону положение дел в области оплаты труда, нормирования труда педагогов, защите прав педагогов и учащихся. Александр Иванович был борцом с устаревшими нормами, которые тормозили развитие образования в нашей стране, активно работал над созданием нового закона «Об образовании в Российской Федерации», разработку которого возглавляла Вероника Всеволодовна Спасская. Этот закон закрепил институциональные изменения в сфере образования и раскрыл потенциал для будущих изменений.
Александр Иванович Вавилов стоял у истоков создания правового направления в деятельности Института развития образования НИУ Высшая школа экономики, внес вклад в правовое оформление важнейших реформ, таких как профильная старшая школа, общественное самоуправление в школе, переход на новые принципы финансирования, академические свободы и их закрепление.
Вместе с Анатолием Аркадьевичем Пинским он продвигал окладную систему оплаты труда педагогов, отказ в нормировании их труда от урокодательства. Александр Иванович один из первых выступил за снятие межведомственных барьеров в образовании, им был разработан проект закона об интегрированном социальном учреждении, который снимал ограничения на пути взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта, позволял бы кооперировать ресурсы в интересах развития детей и повышения доступности качественного образования.
Не все разработки Александра Ивановича нашли воплощение в жизни, но вектор развития направлен именно в эту сторону – снятия межведомственных барьеров, развития сетевого взаимодействия, институционального закрепления индивидуализации образовательных траекторий, правового обеспечения социального статуса педагога и возвращения ему творческого характера труда с опорой на академические свободы.
Александр Иванович много работал как практически юрист, помогал в судебных процессах, защищал как педагогов, директоров школ, так и родителей в судебных спорах.
Александра Ивановича отличали принципиальность жизненной позиции, бескомпромиссность, глубокий профессионализм. Он много времени уделал подготовке кадров, работал в Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки, его опыт и разработки стал достоянием многих юристов не только в Москве, но и в регионах России.
Александр Иванович семь лет мужественно боролся со смертельной болезнью, мы скорбим и соболезнуем его семье – родным и близким.
Светлая память!
Институт образования НИУ Высшая школа экономики