Качество образования // Тема дня

Почему доверие к одноклассникам и учителям – залог математических успехов, а комплексное развитие личности – фактор безопасности?


Почему доверие к одноклассникам и учителям – залог математических успехов, а комплексное развитие личности – фактор безопасности?
Фото: YouTube

На днях состоялся семинар НИУ ВШЭ, посвященный обсуждению международного исследования социальных и эмоциональных навыков школьников SSES, проведенного в 2019 году. Московскую часть исследования представили специалисты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Алена Куликова и Екатерина Орел, международную часть – директор Департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер.


Тонкости измерений

Уже традиционным стало обсуждение академических результатов участников разных стран в рамках международных исследований – PISA, TIMSS, PIRLS, но ученые идут все дальше и дальше, не останавливаясь на достигнутом.

В 2019 году было проведено первое в своём роде международное исследование социально-эмоциональных навыков (СЭН), которое было инициировано ОЭСР – организацией экономического сотрудничества и развития, не уступающее по значимости PISA. В первом цикле приняли участие 10 городов из девяти стран, в том числе Оттава, Хьюстон, Сучжоу, Рим, Хельсинки. Среди мировых столиц была представлена Москва.

«Выборки формировались именно на основании города, а не страны, потому что, как и у нас, во многих других странах образовательная политика носит региональный характер, поэтому изначально решили сконцентрироваться на городах-мегаполисах», – пояснила Алена Куликова.

Ученые ставили перед собой задачу выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют развитию СЭН. Всего было измерено 15 навыков, характеризующих способность управлять своими эмоциями, достигать поставленных целей, сотрудничать и другие важные личностные качества.

Если в других городах мира в исследовании приняли участие порядка трех тысяч школьников, то Москве – больше шести тысяч учащихся из 154 школ, а также их родители, учителя и директора школ. Благодаря этому была собрана максимально широкая контекстная информация о семье, школе, друзьях и о более широком окружении учащихся.

Перекличка с PISA и новые штрихи к портрету подростков

В качестве целевой группы представлена выборка учащихся 10 и 15 лет.

Таким образом, ученые получили данные об учащихся, оканчивающих начальную школу, и об учащихся в основной школе.

По мнению Алены Куликовой, возраст 15 лет интересен ещё тем, что именно представители этой когорты принимают участие в исследовании PISA. Таким образом, информация о них дополняется и углубляется за счет новых результатов.

Так, в PISA 15-летние школьники российской столицы показали в целом высокие результаты по математике, чтению и естественным наукам.

Выяснилось, в частности, что учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом имеют некое преимущество, однако это преимущество меньше, чем в других странах – участницах PISA. Девочки превосходят мальчиков по чтению, а мальчики немного опережают девочек по математике.

Исследование SSES-19 и в Москве, и в других мегаполисах мира подтвердило тот факт, что некоторые личностные качества тесно связаны с академическими достижениями.

Например, для 10-летних и 15-летних учащихся важную роль играют любознательность, настойчивость, ответственность, и это, по мнению ученых, косвенное свидетельство того, что школа культивирует в детях именно эти качества. В то же время отрицательное влияние на успеваемость у более старших подростков оказывает недостаток таких навыков, как стрессоустойчивость и общительность. Возможно, это связано с особенностями возраста, потому что в целом у 15-летних учащихся отношения со сверстниками становятся более сложными и могут отвлекать от учебных достижений.

Примечательный факт: доверие к одноклассникам и учителям положительно сказывается на результатах по математике.

Исследователи трактуют это так: при изучении математики важно не бояться делать ошибки.

И еще одна отсылка к PISA: в ходе анкетирования 37% российских учащихся сообщили о том, что они подвергались буллингу несколько раз в течение месяца, и 81% учащихся считает, что нужно помогать тем, кто не может постоять сам за себя.

Авторы SSES-19 попытались ответить на вопрос о том, как буллинг связан с развитием социально-эмоциональных навыков.

Оказалось, что и по международным, и по московским данным SSES-19 эта связь значимо отрицательная: чем ниже СЭН – тем выше вероятность быть подверженным травле, и наоборот, травля снижает уровень СЭН.

«Программы противодействия буллингу доказывают, что важно комплексное развитие личности, и это может стать залогом безопасности ребенка в школьной среде», – считает автор московского исследования Екатерина Орел.

Кем быть и куда пойти учиться?

Предметом изучения были также дальнейшая образовательная траектория и карьерные ожидания учеников.

В среднем 77% 15-летних школьников Москвы сообщили, что они планируют получить высшее образование. Этот результат выше среднего показателя по всем странам-участникам проекта, где 65% школьников готовы продолжить свое обучение в вузе. И во всех странах выделяются три основных навыка, которые связаны с выбором высшего образования. Это любознательность, ассертивность и толерантность. Под ассертивностью понимается умение высказать и аргументировать своё мнение и отстаивать свои личные границы. Причем в Москве и любознательность, и ассертивность больше, чем в других странах, связана с выбором высшего образования.

На основании этих данных ученые пришли к выводу о том, что наши учащиеся знают, чего они хотят.

Интересно, что креативность отрицательно связана с выбором высшего образования как своей образовательной траектории. То есть более творческие и общительные учащиеся считают, что высшее образование для них не играет существенной роли.

Кроме того, социально-экономический статус является самым сильным фактором для выбора высшего образования, что, впрочем, не умаляет значения социально-эмоциональных навыков.

Еще один аспект исследования касался профессионального выбора подростков. Если 10-летние дети отдавали предпочтение общепопулярным специальностям, то выбор 15-летних учащихся более разнообразен и тесно связан с социально-эмоциональными навыками. В своем выступлении авторы исследования акцентировали внимание на профессиях сферы здравоохранения как наиболее актуальной в наши дни.

Оказалось, что столичные школьники, которые собираются связать свою жизнь с этой сферой, более любознательны (что необходимо при изучении естественных наук), больше склонны сотрудничать (это качество пригодится при общении с пациентами в будущем), настойчивы и ответственны, но не очень креативны (черта характера, не слишком значимая для медработников).

О чем заставляет задуматься исследование?

Прежде всего оно выявляет ряд различий по гендерным, социально-экономическим, возрастным параметрам.

1. У девочек выше показатели по ответственности, эмпатии, сотрудничеству. Сильные стороны мальчиков: стрессоустойчивость, оптимизм, эмоциональный контроль, энергия.

2. В среднем учащиеся из социально благополучных семей имеют более развитые СЭН, чем их сверстники из малообеспеченных семей, и более оптимистично относятся к жизни.

У 15-летних зависимость от социально-экономических факторов только увеличивается, и дифференциация в этой возрастной когорте более ощутима.

Как видим, эти данные могут многое добавить к дискуссии о преодолении образовательного неравенства.

3. Возрастные различия проявляются в том, что 10-летние школьники показывают более высокий уровень СЭН, в частности, обладают большей креативностью, чем 15-летние, что согласуется с международными результатами.

Андреас Шляйхер отметил, что в психологии есть множество объяснений такого феномена: подростки больше рефлексируют, становятся более самокритичными, и это ведет к уменьшению творческого начала.

Однако, по его мнению, причины кроются и в системе образования, снижающей креативность и любознательность школьников, делающей их более послушными, стремящимися следовать установленным образцам.

В то же время, как утверждает ученый с мировым именем, дети младшего возраста больше занимаются в различных кружках по сравнению с подростками.

«Росту СЭН способствует поддержка со стороны учителей, чувство принадлежности к школе, качество отношений с друзьями. Школа играет существенную роль для выстраивания социального базиса и СЭН», – подчеркнул Андреас Шляйхер.

Какое практическое значение может иметь это исследование?

По общему мнению специалистов, оно столь же актуально, сколь и перспективно.

Так, во ФГОСах социально-эмоциональные навыки зафиксированы в разделе личностных и метапредметных результатов. И это исследование может стать своего рода мониторингом достижения этих целей, анализа того, что способствует или, наоборот, препятствует их развитию.

По мнению научного руководителя Института образования Исака Фрумина, «под воспитанием мы часто понимаем чтение моралей, проведение мероприятий, но мало задумываемся об индикаторах успешности этого процесса, а данное исследование – одна из первых попыток сдвинуть эту проблему с мертвой точки».

Некоторые специалисты считают, что в следующих циклах этого исследования стоит обратить внимание не только на положительные СЭН, как это сделано в SSES-19, но и на тенденции к деструктивному поведению, к депрессии и другим асоциальным формам поведения среди подростков.

По мнению специалистов, развитие СЭН надо встраивать и в предметное содержание, и в специальные курсы и программы переподготовки и повышения квалификации педагогов. Хочется надеяться, что исследование социально-эмоциональных навыков будет стимулировать эти позитивные процессы.



Новости





























































Поделиться