29 октября на платформе Zoom состоялась межрегиональная конференция «Авторская школа “Эврика-2021”» на тему «Инновации в образовании: перезагрузка».
В рамках обсуждения по направлению «Воспитание» поднимались такие значимые для образования и воспитания вопросы, как:
- роль интернет-коммуникаций в воспитании;
- значение понятия «воспитательные результаты»;
- педагог как лидер и «значимый другой» для детей и родителей;
- экспертиза воспитания;
- неоднородность контингента детей.
Владлен Игнатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, поделился своими мыслями о воспитании современного ребенка.
По его мнению, воспитательная среда не ограничивается школой или семьей.
«Ребенок сейчас живет везде, в связи с чем встает вопрос непредсказуемости процесса воспитания; в виртуальной среде и вовсе воспитатель пока отсутствует, и единственным решением на данный момент пока видится запрет использования компьютера», – отметил Владлен Константинович.
Одновременно с этим возрастает значимость семьи и родителя как субъекта воспитания, считает эксперт.
«Хотя всё еще есть семьи, которые не занимаются воспитанием ребенка в должной мере, есть такие родители, которые не желают становиться помощником школы в этом вопросе».
Многие воспроизводят стереотипы воспитания, которые были заложены в годы их детства, и такой подход, отметил Игнатович, работал (хоть и плохо) раньше, а сейчас порождает всё бОльший разрыв между поколениями. Тогда возникает вопрос «о воспитании родителей, воспитании семьи как некой целостности, событийной общности, которая должна развиваться вместе».
В современных условиях семья осваивает для себя позицию субъекта проектирования образования ребенка, берет на себя построение образовательной траектории, порождая новый ресурс детско-родительских отношений, «благодаря которым семья может стать образовательным стартапом».
Свои опасения на тему того, не может ли движение в сторону усиления детско-родительских отношений и освоения роли воспитательного субъекта семьей породить социальное расслоение семей по этому признаку, выразила главный научный сотрудник лаборатории развития личности Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова. Она отметила, что это расслоение неизбежно, но, по ее мнению, это «тот хаос, из которого родится порядок».
Лаура Кудрявцева