ФИП // Статья

«Никто не объяснил, по какой причине нам не продлили статус»

  • 19 января 2021

«Никто не объяснил, по какой причине нам не продлили статус»

30 декабря 2020 года Министерство просвещения издало приказ № 863 «О федеральных инновационных площадках», он был опубликован 13 января.

Документ фактически ликвидирует Федеральные инновационные площадки, разделив их на разные категории: не рекомендованные для присвоения или продления статуса; чья деятельность прекращена в связи с непредоставлением ежегодных отчетов о реализации проектов и чья деятельность прекратилась по истечении реализации проектов.

Лицей № 590 Санкт-Петербурга оказался в числе тех, кому не рекомендовано продление статуса ФИП, при этом в данном разделе приказа отсутствует мотивировочная часть.

Лицей был создан на заре эпохи инноваций, в 1991 году, на основе прорывной для того времени концепции многопрофильного обучения. Прорывной настолько, что городской комитет по образованию пошел на беспрецедентный шаг, ещё до официального открытия присвоив школе статус городской экспериментальной площадки.

И в дальнейшем школа сохранила нацеленность на педагогический поиск, постоянно расширяя поле исследовательской работы. В 1998 году школа становится уже федеральной экспериментальной площадкой по теме «Создание условий для развития индивидуальности учащегося и педагога». Темы менялись, лицей неоднократно становился победителем Всероссийских конкурсов в области образования и лауреатом престижных премий.

С момента основания лицеем руководит Алексей Каменский. Мы попросили его прокомментировать новый приказ Минпроса.

– Я и мои коллеги в недоумении. Честно говоря, когда мы увидели наш лицей в списке не рекомендованных для продления статуса ФИП, у нас вначале даже закралось конспирологическое предположение, что частица «не» появилась в результате опечатки.

Два года назад мы взяли для разработки тему «Цифровое самоопределение как путь развития индивидуальности субъектов образовательного процесса», опередив масштабную цифровизацию педагогической деятельности во время весенней самоизоляции. В период дистанта очень важным для школы является стремление не потерять живую человеческую составляющую педагогических отношений.

И, конечно, мы очень много сделали в этом направлении: проводили региональные и международные конференции на нашей базе, размещали публикации в международных журналах. Наработано много, тема горячая, недостаточно исследованная, в ней столько подводных камней, включая проблематику компьютерной зависимости, которая не менее опасна, чем наркотическая или алкогольная. А приказ Минпроса, по сути, говорит о закрытии всех инновационных российских площадок.

ФИПы не получают дополнительное финансирование от министерства. Но этот статус даёт основание для дополнительного финансирования на муниципальном уровне, так как в соответствии с ним выделяются дополнительные ставки, которые содержатся за счёт экономии образовательной организации.

Поскольку приказ опубликован на сайте Минпроса 13 января, а датирован он 30 декабря, это значит, что люди (в рамках ФИП) две недели работали незаконно. По Трудовому кодексу необходимо как минимум предупредить работников за два месяца до сокращения и обеспечить им все полагающиеся выплаты. Очевидно, что система образования понесёт в этом вопросе больший убыток.

Но проблема не столько финансовая, сколько идеологическая: как нам вырастить инновационное поколение для экономики XXI века, если у нас не будет развиваться инновационное образование?

С потерей статуса мы теряем стратегию развития. Конечно, это не значит, что все ФИПы завершат свою опытно-экспериментальную деятельность. Мы будем развивать наши идеи, которых у нас много. Будем объединять усилия с нашими коллегами из Санкт-Петербурга и других регионов. Так, например, уже не первый год реализуем масштабные совместные проекты – «Школьный патент» (посвящен поддержке детского изобретательства), и «Добрая лира», задачей которого является развитие интереса ребёнка к чтению (присуждаются премии современным детским писателям по итогам голосования педагогов, родителей и школьников). В последнем конкурсе участвовало более 400 авторов из 14 государств, в результате мы выпустили уже одиннадцатую книгу современной прозы, рекомендованную для чтения школьникам. Так что идей и замыслов у нас много, будем продолжать начатое. Поскольку большинство наших проектов носит всероссийский масштаб, то хотелось бы поддержки наших начинаний не только со стороны коллег, но и от руководства образовательной системы на федеральном уровне.

Записала Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться