Есть мнение, что система российского высшего образования безнадежно устарела. Выпускники выходят из своей альма-матер с дипломом и набором формальных знаний. Диплом остается, а вот знания теряют ценность в момент окончания сессии и полностью забываются месяцем позже, поскольку пригодны они только для экзамена, а в жизни нужно что-то другое — то, чему в университете не научили.
В защиту российского образования нужно сказать, что на Западе университеты критикуют ровно за то же самое, причем достается и самым престижным учебным заведениям, таким как Гарвард и Стэнфорд.
Мир меняется так быстро, что нельзя с точностью определить, какие именно знания пригодятся сегодняшним студентам через 10–15 лет. Как однажды пошутил лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор, «очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем». За прошедшие 100 лет изменения начали происходить намного быстрее, а будущее стало еще более непредсказуемым. Разработка качественных учебных программ требует времени, и зачастую профессиональные знания устаревают раньше, чем появляются программы по их формированию.
Считается, что за свою карьеру сегодняшние студенты сменят порядка пяти профессий.
Как следствие, на первый план выходят универсальные навыки: умение учиться, работать с информацией и быстро осваивать новые технологии, способность критически мыслить и творчески подходить к решению задач. Перед университетами стоит непростая задача научиться развивать эти навыки у студентов, параллельно давая им узкопрофессиональные знания по выбранной специальности.
Новое поколение студентов живет в очень динамичной среде, где информация легкодоступна и избыточна. Как следствие, они иначе взаимодействуют с данными и по-другому учатся. Отсюда дополнительная сложность: перестроить нужно не только содержание учебных предметов, но и методы обучения.
Несмотря на громоздкость и консервативность, мировые университеты постепенно адаптируются. Процесс обучения в ведущих вузах мира сегодня кардинально отличается от того, каким он был 20–30 лет назад. В целом можно выделить пять глобальных трендов, которые, по всей видимости, станут основополагающими в развитии высшего образования в ближайшие годы и десятилетия.
Междисциплинарность
В попытке структурировать хаос люди выделили области предметных знаний: математику, естественные науки, литературу, искусство и другие. Каждая предметная область развивалась самостоятельно, знания становились все более глубокими, а специалисты — все более узкими.
В традиционной системе образования студент рассматривает мир через призму одного профильного направления. Но такой классический подход все чаще подвергается критике: изучая явление с одного ракурса, мы не видим полную картину. В качестве альтернативы все больше университетов начинают применять междисциплинарный подход, когда студенты исследуют каждую тему одновременно с точки зрения нескольких учебных предметов. Не так сложно найти точки пересечения в литературе, истории и искусстве, или, например, в математике и естественных науках, но комбинации могут быть и более радикальными, включая сочетание гуманитарных и технических дисциплин.
Сторонники междисциплинарного подхода утверждают: изучение темы с точки зрения разных предметных областей дает более глубокое и целостное понимание, развивает критическое мышление и открывает новые горизонты для науки. Студент имеет возможность самостоятельно выбрать интересные ему дисциплины и сфокусироваться на их изучении.
Во многих европейских и американских университетах студенты уже сейчас могут выбирать две профильные области. В России диплом по-прежнему привязан к одному направлению, тем не менее большинство ведущих российских университетов пытаются вводить элементы междисциплинарности в свои учебные программы.
Активные методы обучения
В ХХ веке профессор был носителем уникального знания и лекция воспринималась как самый эффективный способ поделиться этим знанием с наибольшим числом слушателей. Сегодня практически любую информацию можно найти в интернете. Согласно современным представлениям о качественном обучении урок — место для дискуссии, исследования, практики. Студент больше не пассивный слушатель, а центральная фигура на уроке: он самостоятельно ищет решения, анализирует и делает выводы. На смену лекциям приходят такие форматы, как дискуссии, игровые задания, решение кейсов, проблемные занятия. Главная функция современного преподавателя — создавать среду для обучения и направлять, а не просто транслировать знания. Использование активных методов требует фундаментальных изменений. С одной стороны, активное обучение возможно только в небольших группах — оно не работает, если преподаватель одновременно обучает весь поток студентов. С другой стороны, возрастают требования к профессионализму педагогического состава. Умение гибко и осознанно использовать современные методики преподавания становится чуть ли не важнее, чем знание самого предмета.
Свобода и ответственность
Еще один важный тренд в мировом образовании — попытка дать студентам возможность выбирать, какие именно предметы они хотят изучать и как. Стандартизированные программы с фиксированным числом часов, отведенных на каждый предмет, постепенно уходят в прошлое. Студенты получают возможность двигаться по индивидуальной траектории, выбирая сочетания интересных им предметов и степень погружения в каждый из них. Такой подход существенно повышает мотивацию, дает студентам реальный контроль над собственным развитием, а вместе с ним чувство ответственности и вовлеченности.
Диджитализация и смешанное образование
Странно не использовать цифровые технологии для обучения поколения, которое всю сознательную жизнь пользовалось гаджетами и интернетом. Технологии, безусловно, могут повысить эффективность обучения и сделать его более доступным. Использование онлайн-платформ в качестве дополнения к очным занятиям позволит оптимизировать процесс и снизить нагрузку на преподавателей. Все больше университетов в мире переходят на смешанные форматы обучения, когда студенты самостоятельно изучают теорию на платформе, а время урока отводится на живой обмен мнениями, практику, командную работу, творческий поиск, человеческое взаимодействие. Наверняка развитие онлайн-инструментов продолжится, и в ближайшем будущем мы увидим более массовый переход на смешанный формат.
Глобальная перспектива
Пандемия COVID-19 наглядно показала, насколько все взаимосвязано в мире. Глобализация проникла во все аспекты жизни: практически любой продукт или технология — результат международной коллаборации. Специалисты с пониманием других культур и опытом жизни или обучения за рубежом все более востребованы на рынке труда.
Высшее образование также становится глобальным. Практика двойных дипломов, когда выпускник одновременно получает диплом российского и, например, британского университета, стирает границы между национальными системами образования.
Уровень студенческой мобильности в мире никогда еще не был так высок, как сейчас. Выпускники бакалаврских программ все чаще отправляются за степенью магистра за рубеж, тем более что именно на магистерские программы можно попасть бесплатно, воспользовавшись одной из международных стипендиальных программ. Российские вузы теперь конкурируют не только между собой, но и с зарубежными учебными заведениями.
Пандемия COVID-19 уже сильно повлияла на систему высшего образования во всем мире. В конце мая Кембриджский университет официально объявил об отмене массовых лекций в грядущем академическом году: очное обучение будет проходить в небольших группах и индивидуально, часть учебного процесса переместится в онлайн. Если эпидемия затянется, с высокой долей вероятности слабые вузы не справятся с переходом, и качество обучения в них станет еще ниже. В то же время университеты, которые до пандемии предлагали качественные программы обучения, откроют новые методы и алгоритмы, которые останутся с нами после окончания карантина. Похоже, консервативной системе высшего образования придется пережить революцию и совершить вынужденный прыжок в будущее.