Педагогика // Статья

Как благодаря Василию Давыдову начали серьезно относиться к развивающему обучению

«Вести образования» продолжают серию публикаций об известном педагоге и психологе, продолжателе традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа исполнилось бы 90 лет.

Как благодаря Василию Давыдову начали серьезно относиться к развивающему обучению
Василий Васильевич и Зинаида Ивановна Лозинг. Фото из лично архива автора

Нам повезло: на жизненном пути мы встретили удивительных людей, преданных своему делу, наполненных смыслом, какой-то заразительной энергией, неподдельной искренностью, уважением к простому человеку, честно выполняющих свою работу. Но ничто в нашей жизни не сыграло такой роли, как непосредственная близость к Василию Васильевичу Давыдову, дружба, которой он нас одарил.

Оговорюсь сразу: я не берусь передать образ замечательного ученого, оставившего научные работы, которые еще, как нам кажется, не оценены в полной мере. Как-то Василий Васильевич сказал: «Я свой столб вкопал – дерзайте!»

Я отчетливо помню его голос, интонацию, взгляд, который просто пронизывал насквозь. Он не терпел лжи, видел сразу, что человек изворачивается, ловчит – и переставал с ним разговаривать, отрезая резко, даже порой грубо.

90-е годы. Их вспоминают по-разному, а для нас это были счастливые годы: время осмысления своего пути, время надежд, время своего профессионального роста. Именно в это время и произошла наша встреча с В.В. Давыдовым.

Василий Васильевич был удивительным рассказчиком, способным удерживать внимание молодых ребят до трех-четырех часов утра, но он умел и слушать собеседника, вникая в суть разговора, приподнимая его до своего уровня. Я, директор гимназии провинциального сибирского города, впервые столкнувшись с человеком, имеющим звание академика, который был вице-президентом Российской академии образования, доктором психологических наук, профессором, стушевалась, не знала, что и как говорить. Василий Васильевич взял инициативу в свои руки, начал задавать вопросы, смотрел на меня мягко, по-отечески, и через несколько минут я уже чувствовала: ему интересно со мной. В течение беседы прошла скованность, даже появилась какая-то уверенность: то, что я рассказываю, действительно интересно и содержательно.

Система Эльконина–Давыдова (это Василий Васильевич настоял на том, чтобы имя Эльконина было не забыто) в Кемеровской области появилась впервые в школе № 94, которую возглавлял в то время Вячеслав Лозинг, последний аспирант В.В. Давыдова. По просьбе Лозинга Василий Васильевич стал первым научным руководителем гимназии № 42 города Кемерово, учителя которой проходили курсы по овладению технологией РО в Харькове и Томске.

Именно наши учителя, получив право передавать методику РО, стали распространять ее по всей Кемеровской области. Мы нуждались в поддержке, т.к. РО в нашей области не приветствовалось.

Нужна была решимость талантливого и сердечного человека, душу которого тревожила мысль о том, что происходит с внедрением РО не только в столичных школах, но в и далекой Сибири. И Давыдов взвалил эту задачу на себя: за короткий период трижды побывал в Кемеровской области, принял участие в научно-практической конференции, был на уроках в нашей гимназии и в других школах области, прочитал лекции по теории развивающего обучения, встречался с руководством Кемеровской области.

Результат этого путешествия – к системе развивающего обучения в области стали относиться серьезно, появилась целая сеть школ, работающих по РО.

Давыдов ясно сознавал все трудности, с которыми сталкивается учитель, начинающий осваивать развивающее обучение.

Иногда ему казалось, что слишком быстро вводится система, что это принесет больше вреда, чем пользы. Но радовался, как ребенок, если у учителя видел урок, который соответствовал технологии развивающего обучения.

Тогда он не уставал хвалить учительницу, находя удивительные слова для поощрения. К учителям Василий Васильевич всегда относился с большим уважением, это чувствовали все наши педагоги.

Василий Васильевич, обладая живым характером и пытливым умом, покорял всех: от больших начальников до простых людей.

Добрым словом вспоминают его повара нашей гимназии, всегда отмечая, что Василий Васильевич обращался к ним по имени-отчеству. А как он умел хвалить работников нашей столовой за приготовленные блюда! Не случайно его приезда ждали все как праздника и, конечно, старались угодить.

Сегодня гимназия № 42 является лидером развивающего обучения в Кемеровской области, выпускники гимназии на практике подтверждают живучесть теории развивающего обучения. Это и есть наш вклад в дело, которому служил Василий Васильевич Давыдов – наш друг и учитель.


Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – инновационная образовательная система, способная эффективно решать задачи современного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие учебные пособия выпускаются сегодня по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и почему они выгодно отличаются от других учебников?

Это учебники по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, которые рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся и разную динамику их продвижения в процессе обучения, носят активно-деятельностный диалогичный характер.

Благодарим за помощь в подготовке публикации издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»



Новости





























































Поделиться