Качество образования // Колонка

Gap year: нужен ли перерыв между школой и вузом

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о том, что такая стратегия перехода от детства ко взрослой жизни в ближайшие годы России не грозит.

Gap year: нужен ли перерыв между школой и вузом
Фото: yahoo.com

С началом лета каждый год, даже если это такой необычный, как этот, родители выпускников переживают из-за ЕГЭ, страстно обсуждают, в какой вуз и на какие факультеты их детям подавать документы, как оценить реальность шансов на поступление.

А потом слезы радости или тоже слезы, но разочарования, если оказывается, что надежды рушатся, баллов ЕГЭ не хватает для поступления в университет мечты.

В советское время, когда была только одна попытка поступления в вуз, возможность позаниматься, поработать и поступить в следующем году не воспринималась как катастрофа. Сейчас, когда таких возможностей 15 (документы можно подавать в пять университетов на три направления обучения в каждом), куда-то поступить может почти каждый абитуриент, если он более-менее неплохо сдал экзамены. Другое дело, насколько реальный вариант соответствует его амбициям и интересам. Или поступить в желаемый вуз, но на платной основе. Практически все делают выбор в пользу поступления, даже если и вуз, и факультет изначально воспринимались как нежелательные, страховочные. Хоть куда-то, но надо поступить, год терять нельзя это общее мнение.

Когда спрашивают, почему сложилось мнение, что нужно непременно поступать в год окончания школы, наиболее часто звучит аргумент: «Из-за армии!» Действительно, если после перехода к одиннадцати классам школьной жизни вместо десяти школу стали оканчивать не в 16–17, а в 17–18 лет, а потому еще одного года для поступления у большинства мальчиков нет.

Но стремятся не терять год и девочки, и те мальчики, которым армия по каким-то причинам не грозит.

Почему и для них такой трагичной кажется потеря года? Тут ответов обычно два.

Первый из них связан со страхом осуждения. Родители и подростки уверены, что, если не поступят сразу, их будут считать неудачниками.

Второй «А чем он (или она) будет весь год заниматься?» Почему-то почти все уверены, что подросток будет год бить баклуши, не сможет улучшить результаты ЕГЭ, а работать ему или ей рано, да и какая работа доступна человеку без образования.

Между тем очень многие знают, что во многих странах существует так называемый gap year, то есть год после окончания школы, когда подросток пытается разобраться в себе, понять, чего он хочет, поработать, побыть волонтером, а потом, уже набравшись какого-то жизненного опыта, более осознанно и целеустремленно поступать в университет. Или не поступать, поняв, что ему или ей этого не хочется. Этот свободный год берут не только те, кто не смог поступить с первого раза, а очень многие. Мне кажется, что это действительно полезный опыт, поскольку многие школьники, если не большинство, выбирают университет и направление обучения достаточно случайно, исходя из набранных баллов, а не своих интересов и устремлений. Да и откуда им взяться в столь юном возрасте? Осознанный выбор тоже может оказаться ошибочным, но все-таки не столь часто, как это происходит сейчас, когда единственной ценностью является поступление в вуз, а не учеба в нем и мечта о будущей профессии. Но увы, я думаю, что gap year как нормальная стратегия перехода от детства ко взрослой жизни в ближайшие годы России не грозит.

Как раз по тем причинам, на которые ссылаются подростки и их родители: обязательный призыв, общественное осуждение, отсутствие каналов, помогающих сделать более осмысленный выбор.

А вот тому, что все подростки, оказавшись «на свободе», передумают получать образование и не смогут лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, недостаточно взрослые, чтобы понять, к чему лежит душа, я не верю. Ничем они не хуже своих ровесников в других странах, где gap year помогает им повзрослеть и понять, чего они хотят во взрослой жизни.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube