Экономика // Статья

Профессиональная самореализация в условиях неопределенности рынка труда

  • 16 июля 2020

Профессиональная самореализация в условиях неопределенности рынка труда
Фото: youtube.com

Коллектив сотрудников Российской академии народного хозяйства и государственной службы в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований под руководством академика Александра Григорьевича Асмолова реализует проект «Исследование ресурсов социальной успешности и профессиональной самореализации в условиях неопределенности социума и рынка труда». Этот проект предложен ушедшим от нас в прошлом году педагогом, исследователем, профессором Ефимом Яковлевичем Коганом и представляет собой воплощение его замыслов и идей.

Как найти свою профессию в мире неопределенности, сложности и разнообразия? Насколько адекватна для выбора профессии перефразированная библейская формула «человек для работы или работа для человека»? Каковы традиционные и новые смыслы в концепции профессионального самоопределения? Каковы перспективы эволюции профессий в изменяющемся мире?

Цель исследования заключается в разработке представлений о жизненном (в том числе профессиональном) самоопределении личности в условиях роста неопределенности, сложности, многозадачности и переизбытка информации. Предстоит выявить и концептуализировать эффективные стратегии/стили поведения субъектов социума (в том числе на рынке труда) в условиях не предсказанных, не предъявленных заранее, новых требований к их общим (универсальным) и профессиональным компетенциям и другим персональным ресурсам личности.

Для реализации целей исследования разработана Концепция жизненного (в том числе профессионального) самоопределения в условиях неопределенности социума и рынков труда и операционализирован концепт неопределенности в отношении востребованности общих (универсальных) и профессиональных компетенций, других персональных ресурсов личности.

В ходе экспертного семинара по теме исследования 9 июля прозвучал ключевой доклад академика Александра Григорьевича Асмолова и состоялась дискуссия, в рамках которой мнениями обменялись профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев, кандидат психологических наук, доцент Сергей Николаевич Ениколопов, кандидат педагогических наук, доцент Виктория Аркадьевна Прудникова, доктор психологических наук Мария Вячеславовна Фаликман, доктор философских наук Евгений Николаевич Ивахненко, кандидат технических наук, доцент Павел Давидович Рабинович и другие исследователи и практикующие специалисты.

«Мне в жизни выдалось счастье многие годы работать на стыке разных подходов, – говорит А.Г. Асмолов, – в том числе и в организационно-бюрократической стилистике. Когда-то был целый отдел, связанный с профориентацией, в министерстве труда... Именно в те годы, в конце 80х – в начале 90х годов прошлого века были огромные дискуссии: как называть центры, которые раскидывались по всей стране. Была дискуссия о том, называть ли их центрами профориентации. Но вместе с моим коллегой Юрием Забродиным мы настаивали и доказали, что более гармонично и более по сути дела называть их центры профориентации и педагогической поддержки... И появлялись профессионалы, которые работаю как мастера, выстраивающие мосты между реальностью труда, реальностью образования и реальностью собственно жизни личности.»

В ходе доклада «Человек для работы или работа для человека»: профессия как культурное орудие жизненного самоопределения в мире неопределенности» Александр Григорьевич Асмолов подчеркивает:

«С самого начала хочу сказать, что для меня ключом к тому, чтобы решать эту задачу, были научные исследования, которые проводились такими замечательными исследователями, как создатель неклассической концепции активности (поведения) Николай Александрович Бернштейн и замечательный исследователь, работающий в области труда, исследователь и поэт Гастев (Алексей Капитонович Га́стев (1882–1939) теоретик научной организации труда – прим. ред.). ... чтобы наметить навигацию жизненного пути личности, Бернштейн говорил, нужно ответить и понять, как модель потребностного и вероятностного будущего определяет поведенческие выборы. А Гастев породил замечательную книгу, которая переиздается, «Трудовые установки»... Уже в то время началась, и продолжается сейчас рефлексия сложнейших проблем выбора личностью своего пути через коммуникацию с разными профессиями и рынками труда. Одновременно еще одна линия, которая продолжает эту, и которая для меня сверх-значима, это линия исследования предикативных возможностей прогнозирования сложных систем. Точкой взлета этой линии были 1965–1966 годы, когда в семинарах академика А.А. Ляпунова и академика А.И. Берга объединились между собой такие исследователи как Израиль Моисеевич Гильфант, как Николай Александрович Бернштейн, которые разрабатывали именно в те годы динамические модели развития сложных систем и показывали, насколько неопределенность выступает одним из факторов регуляции этих систем... Тех, кто захочет посмотреть на все супер-новое, когда мы сейчас говорим о сложности как символе 20 века, о неопределенности и разнообразии, я всем рекомендую «нырнуть» в те работы, когда появлялись уникальные математические модели в области биологии живых систем, которые так или иначе задают экспертно-аналитическую стилистику обсуждаемых нами сегодня вопросов. Именно тогда, когда работали эти мастера, они сочетали четко-рациональный и мифо-поэтический стили мышления.»

«В названии доклада ««Человек для работы или работа для человека»: профессия как культурное орудие жизненного самоопределения в мире неопределенности» несколько метафор. Все вы помните библейское «человек для субботы или суббота для человека?» Этот перефраз отражает сложнейшую динамику выбора, перед которым находится каждый раз человек... Вторая фокусировка: «профессия как культурное орудие жизненного самоопределения». В этом докладе, опираясь на то, что мы сделали вместе с Е.Я. Коганом, я делаю акцент, которого не делал никогда раньше: конструкт «культурное орудие овладения поведением» принадлежит Льву Семеновичу Выготскому. И когда мы рассматриваем ансамбль профессий, как культурные орудия, мы тем самым при всей значимости профессий... подчеркиваем, что профессия – это орудие, средство, инструмент, а не самоцель при развитии человеческой личности.»

В продолжение доклада Александр Григорьевич привел данные, обсуждаемые в этом году на Давосском форуме (50-й Всемирный экономический форум в Давосе состоялся в январе 2020 года – прим. ред.):
  • 42% ключевых компетенций существующих сегодня работ видоизменятся до 2022 года;
  • более миллиарда человек потребуют рескиллинга до 2030 года;
  • большинство компетенций остаются за бортом традиционных инструментов профессиональной репрезентации.

Говоря о рескиллинге, о смене профессии, Александр Асмолов подчеркивает:

«Когда понимаешь, что профессии – это культурные орудия, культурные инструменты, то гибкость, пластичность при смене профессии уже не кажется чем-то неповторимым, и наоборот, когда кажется, что профессия и есть ты, когда не понимается, что личность шире любой профессии, тогда возникает трагедийная динамика в экзистенциональных выборах жизни».

Александр Асмолов называет ряд рисков социальной инерции, среди которых риск редукции личности в массовом восприятии к вещам и набору профессий, риск профессиональной ориентации с опорой на адаптивные одномерные модели человека, риск редукции человека к ансамблю навыков и компетенций. И напоминает, что при всей важности и нужности профессиональных стандартов, следует понимать, что «разрабатывая любые квалификации, мы программируем непрограммируемое».

По мнению докладчика, «идет постоянная конкуренция между теми, кто нацелен на репродукцию, и теми, кто нацелен на продукцию, на новацию. Государство, хотим мы того или нет, оно всегда так или иначе работает с оптикой унификации и стандартизации. Образование, которое шло как диктатура прошлого опыта, не может обойтись, и это нормально, без знаний, умений и навыков. Бизнес, когда говорит, что мы всё время недоделанные, выпускаем недоделанные продукты и школы, говорит: «а давайте перепрыгнем и предложим компетентностные модели» – и в ответ на ЗУН-ификацию (знания, умения, навыки) думает, что выход в буквальном смысле в моделях компетенций и в скиллизации образования. Они важны, они нужны, но это еще одна из оптик, ограничивающих наше видение. И, наконец, субъектно-деятельностная оптика самосозидания, самоконструирования человека как автора себя – мы ищем эти пути...»

Полная видеозапись экспертного семинара по проекту РАНХиГС в рамках гранта РФФИ под руководством проф. А.Г. Асмолова «Исследование ресурсов социальной успешности и профессиональной самореализации в условиях неопределенности социума и рынка труда», 9 июля 2020 год.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube