Большинство (25%) школьных учителей считает, что хорошего педагога характеризует профессионализм (компетентность, знание своего предмета). Любовь и уважение к детям, к своей профессии – на втором месте (17%). Каждый десятый респондент считает, что главное качество хорошего учителя – это педагогический талант и наличие призвания. Чуть меньше респондентов (9%) отметили гибкость, понимая под этим готовность меняться, современность учителя и его мобильность. Пятое место поделили между собой два варианта (по 8% каждый): доброжелательность и общительность. Меньше всего респондентов (2%) проголосовали за умеренную строгость и требовательность.
Остальные ответы распределились следующим образом:
- Место проведения опроса: Россия, все округа
- Исследуемая совокупность: учителя российских школ
- Время проведения: июнь 2020 года
- Размер выборки: 2269 респондентов
Вопрос № 1: «Какие качества, по Вашему мнению, характеризуют хорошего учителя?»
(Одиночный выбор)
Каждый пятый школьный учитель считает, что безответственность и безразличие к своему предмету и детям характеризуют плохого педагога. Для 16% респондентов лень и нежелание развиваться являются показателями этого. Некомпетентность и незнание предмета лишь на третьем месте (14%).
На четвёртом месте антирейтинга качеств педагога – формализм и нелюбовь к детям (по 12% каждый из ответов). Каждый десятый учитель считает, что хороший педагог не должен обладать нравственными недостатками, такими как злорадство, жестокость, лицемерие, высокомерие, зависть и т.д.
Остальные ответы распределились следующим образом:
- Место проведения опроса: Россия, все округа
- Исследуемая совокупность: учителя российских школ
- Время проведения: июнь2020 года
- Размер выборки: 2269 респондентов
Вопрос № 2: «Какие качества, по Вашему мнению, характеризуют плохого учителя?»
(Одиночный выбор)
Результаты исследования комментирует Александр Ларьяновский – управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng:
«Главные качества учителей нельзя «оцифровать». Учителя сами выделяют главные черты: любовь к детям, работу с мотивацией каждого ребёнка.
С одной стороны, это говорит о том, что алгоритмы не могут заменить учителя, а могут лишь усилить.
С другой стороны, мы видим, что никакого отбора по уровню EQ в педвузы не делается. За все годы обучения в программе подготовки будущих учителей развитию самых важных критериев отведено ноль секунд времени».