Отвечает психолог // Новость

Семейные ссоры стали главной проблемой учеников при подготовке к ЕГЭ

  • 5 июня 2020

Семейные ссоры стали главной проблемой учеников при подготовке к ЕГЭ
Фото: zen.yandex.com.ge

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) при поддержке Федерального института педагогических измерений и Федерации психологов образования России провел первое мероприятие в цикле вебинаров для школьных педагогов.

Проблемы подростков на карантине

Исследователи из МГППУ опросили более трех тысяч детей и подростков, обратившихся с конца марта за психологической помощью, о том, что их беспокоит на карантине.

Эти проблемы, по большей части, не связаны с учебой или с подготовкой к экзаменам, сообщила и.о. проректора по воспитательной и социальной работе, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк.

«В период пандемии мы фиксируем больше всего обращений по обострившимся внутрисемейным конфликтам – с родителями, братьями и сестрами. Очень часто дети жалуются на невозможность уединения, недостаток личного пространства, ссоры из-за режима дня, из-за времени нахождения за компьютером», – рассказала она в своем выступлении на вебинаре.

По ее словам, у некоторых школьников участились агрессивные состояния из-за длительного нахождения в замкнутом пространстве. Часто подростки говорят «я ничего не хочу», «мне ничего не интересно», жалуются на страхи, одиночество, недостаток общения и интересных занятий.

«Некоторые старшеклассники, напротив, отмечают, что им стало удобнее готовиться к экзаменам, не приходится отвлекаться на дополнительные занятия. Однако и они отмечают, что в их жизни возникла некая монотонность без возможности очного контакта с педагогом и одноклассниками, без личного обсуждения учебного материала. Они также переживают по поводу поступления в вузы, на них сильно влияет ситуация неопределенности», – отметила Олеся Вихристюк.

Дети и подростки, прежде всего, говорят о том, что им нужна эмоциональная поддержка, понимание, признание со стороны родителей и близких, – рассказала эксперт.

«Им нужна возможность выговориться, снять раздражение и тревогу, заполнить эмоциональную пустоту. Им очень нужна помощь в снятии монотонности, организации и планировании их деятельности, снижения неопределенности», – подчеркнула она.

Рекомендации по преодолению стресса

Участники вебинара обменялись рекомендациями по поводу нормализации психоэмоционального состояния и преодолении внутренней неорганизованности детей при подготовке к ЕГЭ.

«Если раньше мы жаловались, что дети слишком много играют в компьютерные игры, то сегодня уже дети жалуются, что устали от компьютера и хотят общения, а его нет. Мы видим проявления того же дефицита эмоций на фоне тотальной усталости и у педагогов. Важно сделать так, чтобы уровень оптимального эмоционального возбуждения точно попал на сроки сдачи экзаменов – как у детей, так и у педагогов и родителей», – рассказала профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета Татьяна Шульга.

Для этого она призвала педагогов не проявлять и не показывать в присутствии детей тревожность, страх и негативные переживания.

«Ваше тревожное состояние будет передаваться детям и может сказаться на результатах их тестирования. Очень хорошо, если вы подбадриваете ребенка: «Сегодня ты сделал больше, чем вчера, я горжусь тобой!», «Да, до совершенства еще далеко, но шаги ты делаешь!, «Я точно знаю, что ты сдашь экзамены!». Такая поддержка от педагога очень важна», – отметила эксперт.

Она посоветовала педагогам поговорить с родителями, чтобы те создавали дома наилучшие условия для подготовки к экзаменам.

«Желательно контролировать режим подготовки к экзаменам, чтобы не допускать перегрузок. Не критикуйте подготовку обучающегося к экзамену, не давайте отрицательных оценок будущего ЕГЭ», – добавила она.

Татьяна Шульга перечислила основные способы преодоления внутренней неорганизованности школьника. Это стабильный режим дня, качественный сон, пребывание в состоянии спокойствия и равновесия, чередование интеллектуальной и физической нагрузки, организованность и четкость при выполнении заданий ЕГЭ, смена обстановки и новые впечатления.

Цикл вебинаров для учителей «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения» пройдет до 11 июня.



Новости





























































Поделиться