Международное исследование PISA, которое проводится в нашей стране, начиная с 2000 года, помимо анализа предметных компетенций пятнадцатилетних учащихся в области чтения, математики, естественнонаучных дисциплин, дополнительно анализирует компетентности, которые считает ключевыми на данный момент. В 2012 году это было креативное решение проблем, в 2015 году - совместное решение проблем, а в 2018 году темой такого дополнительного исследования стала глобальная компетентность. Целью дополнительного тестирования является уровень soft skills («мягких навыков») подростков.
Россия относится к числу стран, которые принимают участие в этих исследованиях. Задания оцениваются по тысячебалльной шкале. Дополнительно предусматривается анкетирование учеников, родителей и педагогов.
PISA-2018 рассматривала навыки, включающие: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы; понимать и ценить различные точки зрения; успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития. Весь комплекс этих компетентностей характеризует готовность жить и взаимодействовать в глобальном мире.
Итоги PISA-2018 по этому направлению подведены только сейчас, и они требуют всестороннего анализа по каждой конкретной стране, в том числе по России.
Судя по результатам тестирования, российские школьники занимают средние позиции.
Всемирный банк будет обращать внимание на то, как культурная компетентность соотносится с социально-экономическим статусом семьи школьников. По предварительной гипотезе, чем ниже социально-экономический и культурный статус семьи, тем ниже будет и глобальная компетентность. То есть более обеспеченные родители способны предоставить своим детям больше возможностей в плане познания мира – изучения иностранных языков, зарубежных поездок. Но выводы пока делать преждевременно, поскольку, вполне вероятно, нас ждут открытия, когда ребята из малообеспеченных семей, может быть, благодаря влиянию школы, большей открытости интернета и другим причинам, покажут более высокие результаты. Более глубокие исследования данных позволят определить такие практики и использовать их для улучшения работы школ, а также повышения эффективности образования в России.