Президент LEGO Education Эсбен Старк Йоргенсен – о творческом подходе к учебе, о развитии креативных навыков и междисциплинарном подходе.
– Интересный факт: продукция компании LEGO у большинства людей ассоциируется с развлечением и с игрой, при этом все больше школ во всем мире использует LEGO для обучения…
– Когда мы говорим об обучении, речь идет, в первую очередь, о решениях LEGO Education – о комплексе методик, рассчитанном на разные возрастные группы: от детского сада до старших классов школы.
Здесь есть решения для каждого возраста, в итоге от учебы получают удовольствие все: и сами ребята, и педагоги, которые работают по этим методикам.
У нас есть несколько задач: если говорить глобально, то мы вдохновляем тех, кто будет строить будущее – наших детей, и развиваем их навыки на протяжении всего времени обучения. Креативность, умение совместно работать, желание познавать новое и экспериментировать, умение не бояться ошибок и двигаться вперед – все это концепция обучения LEGO Education.
– Концепция LEGO Education основывается на обучении конкретным учебным дисциплинам?
– Нет,
это скорее междисциплинарный подход. Мы объединяем несколько предметов учебной
программы, несколько областей знаний. Особый акцент сделан на STEAM: Science –
наука, Technology – технология, Engineering – инжиниринг, Art – творчество,
Mathematics – математика.
Особенно важно, что сами занятия проходят в интересной для детей форме: они не
сидят за партами, слушая педагога, а активно вовлекаются в учебный процесс –
экспериментируют, делают что-то своими руками, создают собственные проекты,
принимают решения… И все это дает отличные результаты.
Кстати, это подтверждают не только наши исследования, но и многовековой опыт.
Достаточно вспомнить, к примеру, китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и тогда я пойму».
– Как это работает?
– В
первую очередь необходимо понять, для чего вам пригодятся изученные навыки,
какие задачи с их помощью предстоит решать.
К примеру, вы намерены изучить кодирование, а нужно это для решения конкретной
проблемы: вы планируете сконструировать протез лапы для черепахи. Вы делаете прототип,
пишете код, смотрите, как все будет работать, анализируете, что получается, а
что нет, советуетесь с другими людьми… И вот уже само обучение становится
практически применимым, понятным и полезным в будущем.
Если же вы просто получите теоретические знания, то до определенного момента они так и останутся неким инструментом для достижения дальнейших целей. Наличие молотка у вас в руках не делает вас ни плотником, ни архитектором – вам еще предстоит отдельно учиться тому, чтобы использовать этот инструмент.
– В арсенале LEGO Education постоянно появляются новые решения. Чем вы руководствуетесь?
– Мы действительно постоянно создаем новые решения, но для нас важно, чтобы они не были обособленными, а сопоставлялись с теми, которые уже есть – и таким образом давали возможность сфокусироваться на изучении отдельных проблем.
Прежде чем вывести продукт на рынок, мы консультируемся с педагогами, со школами из разных стран. Все новинки должны вписываться в общую концепцию: учить детей находить решение проблемы, а не просто давать какие-либо навыки.
– Что бы вы посоветовали педагогам, которые только начинают работать с вашим проектом?
– Во-первых, я хотел бы их поздравить и сказать, что они сделали правильный выбор: когда они начнут работать с LEGO Education, они заметят разницу.
Во-вторых, я бы посоветовал рассматривать этот проект как некое увлекательное путешествие, в котором будут принимать участие как учителя, так и их ученики.
Да, конечно, в начале этого путешествия могут быть определенные опасения, что что-то не получится, чего-то можно не знать, но главное, с моей точки зрения, желание вместе искать решения и совершать открытия. Вам предстоит поддерживать ваших учеников – и вместе вы достигнете отличных результатов.
Я знаю, что и в России решения LEGO Education уже используются для обучения – в том числе в инженерных классах, в детских технопарках «Кванториум»… А победы этих ребят на робототехнических олимпиадах говорят о том, что они умеют использовать потенциал наших проектов и что он помогает им в развитии и учебе.
Все материалы LEGO Education разрабатываются международной командой педагогов и адаптируются российскими специалистами с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Учителя проходят обучение по программам LEGO Education Academy, участвуют в тренингах, а также выступают участниками фокус-групп на этапе разработки продуктов компании.
– В настоящее время проект LEGO Education направлен на STEAM-дисциплины. Будете ли вы работать над освоением всех предметов школьного курса?
– В перспективе да, мы хотим, чтобы у детей была возможность использовать наши технологии в разных предметных областях. Но мы не гонимся за количеством, к тому же LEGO Education совершенно необязательно использовать в работе каждый день. Важно, что этот подход позволяет получать преимущества всем участникам процесса. Они готовы бросить вызов сами себе, попробовать новое, у них нет страха ошибки: из каждого неправильного решения они сделают вывод – и будут работать дальше. И этот навык очень пригодится им как в дальнейшем обучении, так и в жизни.
Чтобы научиться чему-то новому, нужно выйти за установленные рамки. Кто ничего нового не пробует, тот не будет развиваться. Наши проекты как раз дают стимул к развитию.
– Для Вас лично LEGO Education – это…
– Это больше чем работа. Это вдохновение, это надежда на то, что мы поможем добиться успеха нашим детям. И я уверен, что это у всех нас получится.