Многочисленные исследования показывают важность вовлечённости (engagement) детей в процесс обучения для успешного освоения ими образовательных результатов программы.
Вместе с тем налицо нарастающий кризис интереса к школьному обучению, что следует не только из этих исследований, но и из простых наблюдений за учениками.
Дети все неохотнее идут в школу, воспринимая обучение как подневольный навязанный взрослыми труд.
Такое отношение (существовавшее в некоторой степени и ранее) становится ещё более драматичным на фоне возрастающего разнообразия все более увлекательных занятий в реальном и виртуальном мире игр, социальных сетей и многочисленных гаджетов. Этого не существовало в такой мере в предыдущих поколениях. Однако этот кризис интереса к обучению носит в значительной степени «рукотворный» характер, что отлично видно, когда один и тот же ребёнок переходит в другую школу, где удалось создать интересную и насыщенную возможностями для инициативы и творчества образовательную среду.
Ребенок, из-под палки ходивший в школу, начинает стремиться попасть туда даже на каникулах. Ребенок, отвечавший на вопрос родителей о том, что нового было сегодня в школе: «Ничего интересного», начинает увлечённо рассказывать о прошедшем школьном дне.
Вовлечённость – это двусторонний процесс: для того чтобы дети были заинтересованы в обучении, учитель должен быть увлечён и заинтересован процессом их обучения.
Вовлечённость бывает только вовлечённостью одновременно учащихся и учителя. Самое простое и одновременно эффективное решение проблемы преодоления кризиса интереса к обучению со стороны детей – это учитель, способный увлечь учеников, вовлечь их в процесс обучения, заинтересовать их тем, что он преподаёт.
Учитель, несвободный в своей профессиональной деятельности, зажатый мелочными предписаниями программы, не имеющий возможности, времени и сил на импровизацию, не может создать условия для увлеченности учеников.
Ученики без интереса к обучению не могут освоить то предметное содержание, которое взрослые пытаются во все больших количествах поместить в их программы обучения.
Иллюзия того, что, чем больше знаний поместить во ФГОС и чем более тщательно контролировать обучение, тем более высокие результаты обучения мы сможем получить, превращает учителя из представителя креативной профессии в урокодателя, прикованного к «галере» прохождения программы.
Творчества в условиях фабричного конвейера не бывает, а, следовательно, освоение все более возрастающего объёма знаний становится иллюзией и фикцией. Вместо мышления
эксплуатируется память, а учащиеся все больше напоминают персонажа известного фантастического фильма («Мнемоник»), чья задача – донести содержимое, загружаемое в память, и сбросить быстрее, достигнув пункта доставки (экзамена). Содержательный подход к обучению должен оставлять как детям, так и учителям свободное место, пространство для размышления, интереса и творчества, а не пытаться забить все доступное время и место под завязку.
Новые ФГОСы не оставляют возможности учителю на творчество, а детям – на интерес, увлеченность обучением, и, как это ни странно, на знания, по поводу которых, казалось бы, так озаботились разработчики стандарта.