Согласно результатам исследования, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, решают продолжить обучение в школе после 9 класса лишь 54% учеников. Так, в 2017/2018 учебном году учиться в ссузах предпочли почти 42% школьников. По словам исследователей, чаще всего после 9 класса идут в колледжи учащиеся Ленинградской, Вологодской, Оренбургской областей, Пермского края и Республики Адыгея. В двух столицах – Санкт-Петербурге и Москве – школьники, наоборот, как правило, доучиваются до 11 класса.
Как отметили авторы исследования, повышение доли поступающих в профессиональные образовательные организации после 9-го класса является тенденцией последних лет.
Для сравнения: в 2000-годы в учреждения СПО шли учиться лишь 33% школьников.
Эксперты назвали две основных причины роста популярности среднего профессионального образования. Во-первых, значительную роль сыграл экономический кризис. Если раньше родители были готовы тратить средства на подготовку своих детей к поступлению в вузы, то сегодня им приходится как можно скорее готовить их к выходу на рынок труда. Во-вторых, уверены специалисты, современная молодежь предпочитает получить среднее профессиональное образование, а затем добирать знания путем повышения квалификации или обучением на дистанционных курсах.
Авторы исследования добавили, что интерес учащихся школ к среднему профессиональному образованию имеет свою региональную специфику. Так, наибольшее количество школьников, которые пошли учиться в колледжи, насчитывается в 5 регионах: Ленинградской, Вологодской, Оренбургской областях, Пермском крае и в Адыгее. Влияет на это экономическое состояние региона, в том числе, открытие предприятий, куда старается попасть молодежь.
Есть также и регионы, в которых школьники принимают решение вообще не продолжать обучение после 9 класса.
Это: Чукотский автономный округ (95,9% школьников) и Республика Тыва (63,1%).
Специалисты отмечают, что основной причиной отказа от продолжения образования является плохо развитая система среднего профессионального образования (отсутствие коммерческих мест для обучения или программ подготовки), а также желание начать работать без получения образования.