Анастасия Изюмская, основатель проекта поддержки семей Family Tree, о гендерном равенстве в вопросе учета воспитания детей как трудового стажа и о том, какие трудности могут скрываться за инициативой Татьяны Москальковой.
Во-первых, я думаю, что родителям необходимо в целом засчитывать воспитание детей в трудовой стаж. И я не стала бы разделять здесь на женщин и мужчин. Конечно, сейчас с детьми преимущественно сидят женщины, но бывают и ситуации, когда мужчина остается дома, а женщина выходит на работу. Как-то странно будет давать преференции по гендерному принципу.
Без сомнения, работа по уходу за ребенком – это тяжелый труд, который должен быть как-то компенсирован.
Но есть опасение, что из этой благой идеи ничего хорошего не выйдет. Наша социальная поддержка весьма и весьма условна. Если мы посмотрим на то, как поддерживают матерей-одиночек – это издевательство, нежели реальная поддержка. Было бы неплохо не превратить эту инициативу в фарс.
Что касается возможности работать из дома, то прогрессивные компании за рубежом и в России так и делают. Тот же Сбербанк позволяет женщинам выходить из декрета постепенно, работая из дома. У многих компаний есть офисы или ставки для удаленных сотрудников. Сейчас рынок фриланса и удаленной работы достаточно обширен в крупных городах. Другое дело – если государство хочет расширить круг компаний, которые будут охотнее идти на подобное сотрудничество, ему необходимо продумать систему поддержки. Не для всякого бизнеса это простое решение. Есть проекты и компании, для которых это сопряжено с ограничениями и сложностями. Тогда государство должно предложить им существенный козырь, чтобы это не стало игрой в одни ворота – «мы за ваш счет сделаем добро».