Качество образования // Статья

Авторским школам надо стремиться к прозрачности


Авторским школам надо стремиться к прозрачности
Фото: psiholog-am.ru

У нас не было случаев «публичного нападения», но, естественно, были претензии.

Каждая претензия выслушивалась и прояснялась на уровне ответственности каждого участника процесса (как это видит родитель, как это видит школа).

Я предпочитаю вести «сократовские беседы», разбивая ситуацию на микровопросы для понимания пропорции ответственности за учебный процесс, в котором три субъекта: ученик, школа, родитель. У нас получается уравнение с тремя неизвестными, но в сумме они и составляют осознанную учебную деятельность.

Начинать решение этого уравнения необходимо всегда с ответственности ребёнка. Что он готов на себя взять уже сейчас сам? Это выясняется благодаря педагогическому консилиуму. Остальной управленческий компонент распределяется между школой и родителем, так как для ребёнка это зона ближайшего развития.

И, как показывал Выготский, решение задачи в зоне ближайшего развития возможно только в партнёрстве со взрослым.

Это и есть научить ребёнка учиться.

А теперь о том, как распределить остаточную ответственность между семьей и школой. И вот здесь без согласования сторон обойтись невозможно. Бывают такие ситуации, когда школа вместе с родителями не перекрывает эту задачу, но знать об этом может только школа как профессиональное сообщество. Важно вовремя сообщить об этом родителю, чтобы он знал, что мы все вместе не справляемся. Возможно, нужен кто-то ещё, репетитор например.

Теперь про родителей. Их можно понять. Ситуация маленьких авторских школ зачастую для них непрозрачна. Аттестация только в конце года, школа ставит своей задачей самостоятельность ребёнка, технологии новые и непривычные – это, конечно, эксперимент. Даже когда родитель сознательно пошёл на этот эксперимент, это не всегда выбор данной концепции, чаще это альтернатива, уход из системы. И то, что у госсистемы и авторской школы в корне разные цели, родитель в тревоге может просто не заметить. А на выходе, видя результат, испугаться.

Мы сейчас делаем максимально прозрачным весь процесс обучения, сами вызываем родителей, которые столкнутся с неожиданными нежелательными результатами. Обсуждаем заранее пути решения совместно, проясняем ожидания и ту часть ответственности, которую родитель готов нести.

Записала Нина Добрынченко-Матусевич



Новости





























































Поделиться