Экономика // Интервью

Ситуация с зарплатами в дошкольном образовании еще острее, чем в школах


Ситуация с зарплатами в дошкольном образовании еще острее, чем в школах
Фото: topobrazovanie.ru

Татьяна Волосовец приняла участие в одной из панельных дискуссий на межрегиональной конференции «Авторская школа “Эврика» – 2019”, проходившей 25–27 октября в Москве. Чем педагогов дошкольного образования не устраивает профстандарт? Почему не прижились иностранные методики оценки детских садов? Как убедить родителей, что подготовить ребенка к школе не значит научить его читать, писать и считать? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью Татьяны Волосовец.

– Татьяна Владимировна, в своем выступлении на конференции Вы сравнили профстандарт «Педагог» с квадратным колесом, которое никогда не поедет, по крайней мере если говорить о сфере дошкольного образования. Каковы претензии специалистов к этому документу?

– Главная претензия к стандарту заключается в том, что в нем совмещены две разные должности – учителя и воспитателя дошкольной образовательной организации. У них разные задачи: если учитель работает на достижение образовательных результатов, то воспитатель – на создание условий для обучения, воспитания и развития ребенка.

Поэтому все попытки внедрить этот стандарт, начиная с момента его разработки – с 2013 года, не увенчались успехом, и в этом году было принято решение разработать отдельные профстандарты для учителя и педагога дошкольного образования.

Критические замечания мы ещё не закончили собирать, может быть, будут какие-то ещё, но на сегодняшний день их можно объединить в две большие категории. К первой относятся замечания терминологического характера. Например, в термин «развитие» в образовании вкладываются совершенно разные смыслы. Поэтому, когда мы пишем об обучении, воспитании, здесь ещё понятно, эти термины закрепляет Федеральный закон-273 «Об образовании в Российской Федерации», а когда мы говорим о социализации, об индивидуальных образовательных маршрутах детей, которые не регламентированы ни законом, ни нормативно-правовыми актами, сразу появляются десятки различных трактовок. Именно вокруг этого сейчас ломаются копья, люди пытаются понять сущностные вопросы профстандарта педагога дошкольного образования. Поэтому ставится вопрос о создании специального глоссария к этому документу.

Вторая группа замечаний концентрируется вокруг темы, связанной с присвоением уровней в рамках национальной системы учительского роста.

Это вызывает самые большие сложности, поскольку мы сейчас обсуждаем возможность введения не трех уровней, как для учителей, а двух – воспитатель и старший воспитатель.

Это те должности педагогических работников, которые уже существуют и апробированы в системе образования, но мы, пытаясь сделать уровневый стандарт, должность старшего воспитателя хотим наполнить другим смыслом. Сейчас старший воспитатель выступает в роли методиста, который занимается методическим, психолого-педагогическим сопровождением, разрабатывает основные образовательные программы образовательной организации, осуществляет контроль реализации этих программ и т.д. Мы же предложили передать эти функции методистам. Кстати, во многих детских садах эта должность сохранилась еще с советских времён, но, к сожалению, такая ситуация не везде, поскольку этих специалистов сократили в процессе оптимизации.

Сейчас в регионах старшие воспитатели выполняют разные обязанности, поэтому было бы правильно привести все к какому-то общему знаменателю. Пока это вопрос дискуссионный по той простой причине, что, как только мы говорим, что старший воспитатель переходит на должность методиста и выполняет методическую функцию, он теряет льготы – прежде всего право на досрочную пенсию. Это болезненный вопрос, но если человек не работает непосредственно с детьми, он не может претендовать на эти льготы.

Поэтому мы сейчас ведём довольно серьёзные переговоры с профильным профсоюзом, и я совершенно с ними согласна в том, что надо действительно таким образом разработать этот документ, чтобы, с одной стороны, не ущемить ничьих прав, но, с другой стороны, восстановить социальную справедливость.

– Как бы Вы оценили выполнение президентских указов в сфере повышения зарплаты педагогов дошкольного образования? На Ваш взгляд, ситуация острее, чем в школе?

– Острее. Это какая-то странная традиция, которой нет, скажем, в странах Западной Европы. Но у нас всегда зарплата воспитателя детского сада была ниже, чем зарплата школьного учителя, это было даже в довольно благополучные советские годы. И сейчас этот разрыв становится всё больше и больше.

– В чем причина?

– Дело в том, что в Указе президента от 7 мая 2012 года говорится о том, что зарплата учителей общеобразовательных школ не должна быть ниже средней по экономике региона, а вот зарплата воспитателей должна быть не ниже средней по системе образования. А это совсем другая цифра. Например, если средняя по экономике 35 тысяч, то средняя по системе образования, как правило, 31–32 тысячи. Уже сразу мы видим снижение, потому что средняя зарплата по экономике считается по одной формуле, а средняя по системе образования – по другой.

Это одна история, а другая связана с методикой расчета ставки воспитателя, которая всегда была равна 7 часам 12 минутам. Что сейчас? Сейчас ставку воспитателя во многих регионах считают не 7 часов, а меньше, потому что в нее не включают период пересменки. За счет этого зарплата сокращается на 7–8 тысяч рублей.

Плюс ещё появилась такая схема под названием «три к двум», когда на две группы детского сада ставят не четырех воспитателей (двух в первую смену, двух во вторую), а трех, и один воспитатель переходит из группы в группу. За счет этого достигается определённая экономия заработной платы, но нагрузка при этом на воспитателей возрастает, эмоциональное выгорание, усталость наступают быстрее, и это создает реальную угрозу для жизни и здоровья детей. Получается, что воспитатель работает не в одной группе смену, а в двух группах полторы смены, а зарплату получает за одну. Вот такие истории мы видим сейчас в регионах, и опять же считаем, что это неправильно, надо вернуть предыдущую схему оплаты труда, одна смена – одна ставка.

– Вы говорили о размытых критериях оценки качества дошкольного образования. С чем связана эта проблема?

– Я должна сказать, что Рособрнадзор только разрабатывает методику оценки качества дошкольного образования. У нас её сейчас просто пока нет, и сегодня в каждом регионе своя система оценивания.

Три года у нас шел эксперимент по использованию зарубежной шкалы ECERS, и результаты апробации свидетельствуют о том, что эти критерии в нашей стране не прижились по той простой причине, что они всё-таки не учитывают специфику именно российских дошкольных образовательных организаций.

Кроме того, это оценивание основано на мнении экспертов, которые не всегда бывают объективны, и все зависит от их интерпретации.

То есть эта шкала содержит ряд критериев, которые невозможно проверить.

– Что сейчас предлагается в качестве альтернативы?

– В качестве альтернативы должны быть разработаны те показатели, которые оценивают именно условия, в том числе психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические и предметно-пространственную среду.

Если в случае оценивания материально-технических условий организация может что-то докупить из оборудования, то с кадровым вопросом дело обстоит гораздо серьезнее: когда профессионализм педагогов не отвечает требованиям профессиональной квалификации – это уже, с моей точки зрения, катастрофа. Как это можно проверить? Например, посещаемость детей в детском саду, сколько они болеют. Это же показатель? Показатель, который свидетельствует о том, что воспитатели не используют технологии здорового образа жизни, дети мало двигаются, мало бывают на свежем воздухе.

Или еще один пример, очень яркий и показательный: у нас 48–49% дошкольных организаций имеют предписания от организаций Пожнадзора, только в 52% детских садов есть круглосуточная охрана. Получается, что мы охраняем здание ночью, но не охраняем детей днем. Охрана в ночное время не предполагает охрану жизни и здоровья детей. Наступает утро, и охранник уходит. Следовательно, дети в течение 10–12 часов пребывания в детском саду находятся вообще без охраны. Это в каждом втором детском саду происходит.

– А как оценивать выполнение стандарта в части развития детей?

– Выполнение стандарта – это особый раздел оценки качества на основе требований к базовому содержанию образования, к пяти образовательным областям, которые в стандарте прописаны. Сейчас Рособрнадзор такие методические рекомендации разрабатывает, их планируется апробировать в конце года в 20 регионах. Я надеюсь, что это уже станет, наконец, последней точкой в споре между педагогическими работниками и управленцами, что же такое качество образования в дошкольном образовании. Шесть лет уже прошло со времени принятия ФГОС ДО, уже пора. И очень надеюсь, что уже со следующего года такую систему получим.

– Со стороны родителей существует огромный запрос на раннее развитие детей и на их подготовку к школе, в то время как стандарт дошкольного образования предполагает развитие ребенка, а вовсе не его утилитарную подготовку к обучению. Как разрешить это противоречие?

– Такая ситуация была совсем недавно, когда действовал не федеральный государственный образовательный стандарт, а федеральные государственные требования – они предполагали оценку академического результата детей дошкольного возраста, и я считаю, что это была ошибка, которая была достаточно быстро исправлена.

Статья 64 Закона «Об образовании в РФ» говорит о том, что проведение аттестаций в детских садах – промежуточных и итоговых, в любых формах – категорически запрещено. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого своя траектория развития, и этот процесс происходит волнообразно: кто-то в четыре года более бурно развивается, а в пять лет, предположим, развитие замедляется, в шесть опять наблюдается взлет, и это всё варианты нормы. Я считаю, что очень грамотно и правильно и в законе, и во ФГОСе закреплен запрет на оценивание академического результата дошкольника.

В то же время запрос родителей на подготовку детей к школе никуда не делся, просто понимание этого процесса принципиально изменилось, и представление об этом до родителей должны донести педагоги.

Они должны объяснить мамам и папам, что подготовка к школе не подразумевает умение читать, считать, писать. Подготовка к школе – это развитие высших психических функций, которые помогут детям в первом классе уже освоить и чтение, и письмо, и математику и т.д., вплоть до 11-го класса. Если у ребёнка развиты память, внимание, мышление, воображение, речь, значит, я вам гарантирую на 100%, что у ребёнка трудностей в обучении и в начальной школе, и далее не будет, если речь идет о нормально развивающемся ребенке. Мы же хотим, чтобы дети не просто хорошо учились, а ещё достигли чего-то в жизни, стали профессионалами, имели хорошую работу, которая бы им нравилась, семью и счастье в личной жизни. Поэтому надо смотреть не на шажок вперёд, а как минимум на 10 шагов вперёд, на 10–20 лет вперёд.

Беседовала Ольга Дашковская



Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться