На панельной дискуссии «Сценарии развития образовательной политики 2019–2025», которая проходила на конференции «Авторская школа «Эврика» – 2019», психолог Александр Асмолов заявил, что развитие и контроль несовместимы. А по мнению начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игоря Круглинского, контроль все-таки может быть развивающим.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин согласился с точкой зрения Круглинского.
«Последняя Нобелевская премия показывает, что развитие без изменений, без оценки невозможно. Поэтому нет развилки развития и оценки, – считает он. – С контролем чуть посложнее. Здесь есть лингвистическая тонкость. Часто слово "контроль" переводят на английский как accountability, а с английского переводят как подотчетность».
Фрумин уверен, что существует развилка между архаичным контролем самих образовательных организаций и современной открытостью системы, которая увеличивает подотчетность.
В этой связи он упомянул ВПР, говоря, что ничего плохого в проверочных работах нет, если бы школы сами за них отвечали и отчитывались перед родителям.