Был такой замечательный философ и педагог Владимир Библер, который говорил, что логика XXI века будет диалогикой, совмещающей научные изыскания и религиозное прозрение.
Другой замечательный философ Григорий Померанц говорил о том, что XXI век будет веком Духа Святого, хотя он не был обскурантом, враждебно относящимся к науке и прогрессу.
Есть вещи, которые без науки невозможны, и нельзя нарушить законы земного притяжения, открытые Ньютоном.
А есть явления, которые касаются души, их не следует путать с научными понятиями.
У поэтессы Зинаиды Миркиной, жены Григория Померанца, есть замечательные стихи:
«Душа живет иным законом, обратным всем законам тел».
Однажды мне довелось присутствовать на одном из уроков, где обсуждался миф об изгнании из рая Адама и Евы.
Тогда одна ученица сказала, что Бог зол, потому что он изгнал людей из рая, которые хотели узнать, что такое добро и что такое зло. С точки зрения девочки, Адама и Еву изгнали из рая «за познавательную активность».
Я объяснил детям, что есть такое понятие, как избыточный антропоцентризм, когда человек признается центром вселенной.
Это очень опасное заблуждение, потому что в 1930-е из всех репродукторов лилась песня: «Нам нет преград ни в море, ни на суше!» или повсеместно звучал лозунг: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их – наша задача».
И вот дошли до озонных дыр, глобального потепления климата, загрязнения воздуха и других опасных явлений.
Иными словами, интуитивное прозрение. В современной науке это то, что В.И. Вернадский называет ноосферой.
Патриарх утверждает, что свобода личности – это плохо. Но мы не должны путать свободу и своеволие. Своеволие – это когда вольному – воля, а пьяному – рай. В этом смысле Иван Грозный, Иосиф Сталин и охранник в магазине, который бьет бабушку – существа вольные и в равной степени безответственные. Настоящая же свобода предполагает ответственность. Это две стороны одной медали. Противопоставлять их нельзя.
В XXI веке нам еще предстоит решить сложнейшие проблемы, которые, с одной стороны, потребуют очень мощного напряжения научных сил, а с другой стороны, способности к самоограничению (аскезе), ибо природные ресурсы не безграничны.
Бог, помимо прочего, дал человеку свободу. Богу не нужны духовные автоматы. Человек должен иметь мужество принимать решения и отвечать за них. Я думаю, что его Святейшество догадывается об этом. Но такое ощущение, что он лукавит, идя на поводу у отсталой части паствы, зачастую, исповедующей средневековые взгляды.