Министерство просвещения РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования разработало «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Текст положения был опубликован 28 августа 2019 года.
Как и предыдущий документ 2014 года, оно носит рекомендательный характер.
Но настоятельно советует каждой образовательной организации принимать локальные акты, регулирующие поведение педагогических работников.
Но ведь локальный акт – это документ, содержащий положения, обязательные для исполнения. А за невыполнение предусматривается наказание как для работника (дисциплинарное), так и для администрации (административное).
А что могут внести в свои локальные акты в каждом коллективе – это уже зависит от фантазии администрации.
В одной школе директор требует, чтобы на работу учителя приходили только в колготках (в любое время года), в другой разрешает только один тон помады (розовый).
В некоторых школах запретили (уже) пользоваться косметикой, другие заставляют, но в минимальном количестве (а кто будет решать, какое количество является минимальным? И по какой шкале измерять?).
Кто-то пытается запретить брюки или юбки выше колен. Под запрет попадает декольте (а сколько см вниз и в сторону можно?).
В школе № 2 нашего города директор ввела праздничный дресс-код: белый верх, черный (и только) низ, телесного цвета колготки и черные туфли!!!
Принято все по закону. Согласовано с трудовым коллективом, вернее с его представителями. Теперь на общих праздничных мероприятиях любуемся «нарядным коллективом».
Все это задумывалось как-то по-другому. Наверное. Ведь кому-то не идут юбки, кому-то белый цвет, а некоторым просто противопоказаны блузки.
Но локальный акт принят, значит обязаны.
А пункт, предлагающий не размещать в интернете информацию, которая может повредить детям расти и развиваться? Что можно отнести к этой информации? Это тоже зависит от фантазии каждого руководителя. «Класс» за чужой (очень приличный) анекдот уже наносит вред психике детей? Нет, наверное, он мешает их развитию!
Я уже получила выговор. Правда, пока ещё устный.
Моя подруга выставила фотографию с празднования прошлого Нового года. На переднем плане мой ребенок (годиков ему уже 23) держит в руках бутылку шампанского. А за его спиной – я, с жареным гусем на блюде.
А как красиво директор сформулировал причину наказания:
– Ну вы же тоже сейчас возьмете бокал? Уберите от греха подальше, пока родители учеников не увидели!
– Так я и не выставляла, – возмутилась я.
– Значит, заставьте подругу убрать! – не сдавался директор. – Судов нам ещё не хватало!
Как там, у незабвенного Козьмы Пруткова? Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Нечеткие, расплывчатые формулировки документа очень опасны.
Ведь их можно истолковать по собственному усмотрению. А это очень хороший способ расправиться с неудобными учителями.