Когда анализируют качество образования, то выделяют три его аспекта – качество структуры, качество процесса и так называемые детские результаты – в том числе развитие и учебные умения. Расскажу о том, как качество структуры может повлиять на качество процесса.
Качество структуры = внешние условия, которые можно регулировать извне: количество детей в группе, соотношение взрослый/ребенок, образование педагогов, стаж и прочие вещи. Качество процесса – это то, как взрослый взаимодействует с детьми. То есть качество: а) эмоциональной поддержки, б) способов поддержания дисциплины и в) обучения.
Я назову тенденции, которые проявились по итогам десятков исследований, а приложу последний отчет OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) за 2018 год.
Как ни странно – вопреки ожиданиям, так все и пишут, – количество детей в группе и соотношение взрослый/ребенок далеко не очевидно связаны с качеством взаимодействия – в целом такая связь прослеживается, но в ряде исследований она не обнаруживается.
А дело в том, что более значимыми оказываются опосредствующие факторы: компетентность педагогов, умение организовывать работу по малым группам и образовательную среду.
Сделаю тут оговорку для наших контекстов: из этого вовсе не следует, что, раз связи не всегда обнаруживаются, можно и дальше наполнять группы до 35 и более детей. Совершенно очевидно, что есть пороговое значение (некоторое предельное количество детей), после которого качество будет становиться гарантированно ниже. Но эти основания еще надо проверять.
К слову сказать, авторы мета-исследования, которое обобщали исследования по качеству дошкольного образования, проведенные за период с 1960 по 2007 год, указывают, что оптимальной для детей можно считать группу, в которой есть не более 20 детей и не менее двух взрослых, включенных (подчеркну) в образовательный процесс.
А вот факторы, которые практически во всех зарубежных исследованиях оказываются значимыми – это уровень образования (степень бакалавра по дошкольному образованию у воспитателей) и особенно – уровень образования директора детского сада, тренинги для педагогов, которые обеспечивает детский сад, то есть возможность повышения квалификации на месте, и организационная культура детского сада.
О результатах наших исследований мы сообщали, и, если кто помнит, у нас не обнаружена связь между качеством образования в детском саду и уровнем образования педагогов. То есть у педагогов со степенью бакалавра качество не является значимо лучшим, чем у выпускников колледжей, что, конечно, прискорбно. То же самое касается курсов повышения квалификации: почти все педагоги их прошли, почти все ими довольны (по результатам опроса 89 заявили, что курсы их «в целом устроили»), а связи с качеством не обнаружено.
В общем, работы непочатый край!