Копия исследования имеется в распоряжении «Ленты.ру», всего в опросе приняли участие около трех тысяч педагогов из 82 регионов России.
Результаты исследования показывают, что уровень зарплат в зависимости от региона может различаться в разы. Например, в Курганской области она составляет 15 802 рубля, а в Ямало-Ненецком автономном округе – 59 083 рубля. Речь идет о суммах, которые работники получают после уплаты всех налогов.
«По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты педагогам – это отмечают почти 7 процентов учителей, 23 процента говорят о том, что бывают случаи ее неправильного начисления», – говорится в исследовании. Около 28 процентов учителей оценили свой уровень жизни как «крайне экономный» – на ежедневные расходы денег хватает, а покупка одежды и другие затраты уже даются с большим трудом.
В ОНФ отмечают, что большинство учителей сегодня вынуждены работать больше, чем на одну ставку. Согласно данным опроса, средняя учебная нагрузка учителей варьируется от 20,5 урока в неделю в Белгородской области до 30 уроков в Самарской, Кемеровской, Ивановской, Костромской, и Омской областях, а также Ставропольском крае.
«Нам было важно получить реальную картину условий труда педагогов по всей России и сравнить ее с итогами мониторинга прошлого года. Опрос показал, что темпы роста заработной платы остаются незначительными. Если мы хотим, чтобы рывок, о котором говорится в майских указах президента, был совершен и российская школа оказалась в десятке лучших в мире, нам предстоит разрешить эти проблемы», – рассказала эксперт ОНФ и директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.
Вместе с тем высока доля тех преподавателей, кто и вовсе готов уволиться: это треть учителей-пенсионеров и четверть молодых педагогов в возрасте от 26 до 33 лет. Пенсионеры часто остаются на длительный срок просто потому, что им нет замены, – существует дефицит молодых кадров.
Особенно ощутимой оказалась нехватка учителей математики: об этом сообщили 44 процента респондентов. Дальше идут учителя иностранного языка (39 процентов), русского языка и литературы (30 процентов), начальных классов (26 процентов).
Эксперты ОНФ настаивают, что неукомплектованность школ кадрами неизбежно приводит к повышению нагрузки на весь педагогический состав.