Качество образования // Новость

Роберт Уразов: РФ нужны короткие образовательные программы для взрослых

В России только 15% работников находятся в режиме непрерывной подготовки, однако постоянное обучение должно стать нормой не только для людей предпенсионного возраста, но и для любого работника, заявил генеральный директор союза «Агентство развития профессиональных сообществ рабочих кадров (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов.
  • 14 сентября 2018
  • 1

Роберт Уразов: РФ нужны короткие образовательные программы для взрослых
Фото: assets.fea.ru

Он отметил, что в России не хватает коротких образовательных программ для взрослых, образовательные учреждения нацелены на молодежь, кроме того, у взрослых людей отсутствует необходимая мотивация.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин в середине июля говорил, что на переобучение российских работников в рамках программы по повышению производительности труда с 2019 года будет направляться около 1,5 миллиарда рублей в год до 2024 года. Министерство участвует в проекте Минэкономразвития по повышению производительности труда в части программ поддержки занятости, и пилотные проекты в шести регионах уже показали свою эффективность.

По словам Уразова, невозможно один раз получить профессию и не переучиваться в дальнейшем, и это относится не только к людям предпенсионного возраста, на чьё переобучение государство намерено выделить около 5 миллиардов рублей ежегодно. «Поэтому в ближайшее время будут появляться меры, как государственные, так и негосударственные, которые позволят вам учиться постоянно», — считает глава WorldSkills Russia.

«В России только 15% работников находятся в режиме непрерывной подготовки. Если, например, сравнивать с европейскими странами, то там колеблется в зависимости от страны, например, в Скандинавии 72%, в среднем же это 40-47%», — отметил Уразов.

Стать парикмахером за 5 лет

По его словам, очень важный фактор, который категорически блокирует взрослым людям доступ к образованию — это длительность программы. «Даже в среднем профессиональном образовании, не говоря о высшем. В высшем — это четыре-шесть лет. Естественно, четыре года вы учиться не будете. Это нереально долго, просто неконкурентоспособно на рынке», — заявил он.

«Если вы посмотрите частные курсы, то весь частный рынок живет на трех-девятимесячных программах. И, к сожалению, пока основная образовательная машина не работает с такими сроками», — сказал Уразов.

Он привел в пример абсурдную ситуацию — предложение одного из колледжей обучиться на парикмахера за пять лет и 10 месяцев. «С точки зрения государства, это разбазаривание денег, и ничему хорошему там не научат, потому что парикмахерскому искусству учат 4-6 месяцев, смысла учить больше нет. Естественно, для самого человека это бесцельно прожитые годы», — сказал эксперт.

Вперед в прошлое: оператор ЭВМ

В России в настоящее время нет инструментов, которые позволяли бы готовить короткие программы «здесь и сейчас», при этом имеющиеся программы очень часто являются устаревшими, посетовал глава ассоциации. «Посмотрите на перечень профессий, например, до сих пор есть профессия оператор ЭВМ. Кого этому нужно учить и зачем учить, ну, извините, звучит немножко идиотски. Представьте, вам предложат за ваши деньги учиться на оператора ЭВМ. Я уверен, что учиться вы не будете. Наша система пока слишком огосударствлена и не нацелена ни на частный спрос, ни на рыночный», — считает Уразов.

«И вот наша точка зрения: нам нужно создавать такие агрегаторы программ, агрегаторы короткого обучения, которые позволяли бы с этим спросом работать», — подчеркнул собеседник агентства.

В качестве примера эксперт привёл центры опережающей подготовки, созданные WorldSkills в Великом Новгороде и на Сахалине, а также центр, который планируется открыть в Хабаровском крае.

«Логика очень простая: нужно научиться готовить людей по следующей формуле 6+6, за шесть месяцев создавать абсолютно новую программу и за шесть месяцев ее отрабатывать, то есть выпускать человека. А вот сейчас в среднем стандартизация программы, легитимизации, подписания всех документов — бесчисленного количества — занимает семь лет. То есть семь лет, чтобы появилась новая программа, это смертоубийство. И обучение, я уже говорил, два года — это большое счастье, а в среднем это три-четыре года. Это тоже не конкурентоспособно», — рассказал Уразов.

Он заявил, что нужно сокращать сроки и критически быстро вводить новые программы. «Если, например, мы возьмем айтишный блок — в этой сфере за год меняются отраслевые стандарты. И к этому нужно быть готовым, чтобы люди могли очень быстро их получать, выпускаться, получать новые компетенции», — сказал Уразов.

Мотивация на переобучение

Глава WorldSkills Russia также рассказал, что система дополнительного образования для взрослых в России сталкивается ещё с двумя проблемами: первая — это мотивация, взрослые люди не привыкли учиться.

«Мы хотим при помощи чемпионата в том числе попробовать разогреть эту мотивацию к переподготовке», — отметил он.

«Вторая проблема, которая есть у нас — большинство образовательных учреждений нацелены на школьников, молодежь. Проблематика взрослых не присутствует. А на самом деле это достаточно серьезно. То есть вы не можете такими же методами, такими же способами учить как молодежь, которая фактически вынуждена учиться: если вы попали в университет, вы пять лет своих учитесь и боитесь, не дай бог меня выгонят из университета», — сказал Уразов.

По его словам, у взрослых людей другой психотип, и технологии подготовки должны быть другими.

«И наши образовательные организации ориентированы в первую очередь на молодежь, это огромная проблема. Нам необходимо создавать возможности доступа туда», — резюмировал он.

WorldSkills International — международное движение, целью которого является популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. РФ вступила в международное движение WorldSkills в 2012 году.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube