Без рубрики // Колонка

Эпоха Монтессори в России

Мы были молодые и отважные. Мы еще не знали ни про какие гаджеты, вебинары, кейсы, гранулированные форматы и цифровые образовательные среды. Мы верили в гуманистическую педагогику. Она представлялась нам светлой дорогой в будущее вместе с детьми, была нашим вдохновением и делом жизни.

Эпоха Монтессори в России
Фото Елены Хилтунен и Владимира Маркова

3 августа 1991 года на Международный фестиваль Новых школ в Крым приехали наши друзья из разных стран мира. И педагоги из Нидерландов подарили своим московским коллегам первый после многих лет запрета и забвения идей Марии Монтессори в России полный комплект автодидактических материалов производства фабрики Nienhuis. Дети и взрослые клубились над привезенными из Европы чемоданами с никому неведомыми тогда детскими игрушками, вертели их в руках, разглядывали, донимали Элизабет ван Сантен и Луус Род, требуя объяснений. Нидерландские монтессори-педагоги без устали рассказывали, рассказывали, рассказывали... Светлая память этим людям сегодня.

В тот момент Россия перешагнула запретную черту советских времен, отделявшую педагогику итальянки Марии Монтессори, развернувшуюся в России в начале ХХ века трудами Юлии Ивановны Фаусек, но вскоре задушенную сталинским режимом, и новую волну гуманистической педагогики, поднявшуюся у нас в стране в начале девяностых.

Вернувшись 6 августа 1991 года после Фестиваля Новых школ в Москву в дни политического путча, западные участники Фестиваля бросились с фотокамерами к Белому дому, а подаренные российским друзьям чемоданы с монтессори-материалами оставили в московском детском садике, где намечалось открыть первую в новой России группу Монтессори. И уже через несколько дней – 19 августа – был подписан Протокол о намерениях создать в СССР, в Москве Центр Монтессори. Протокол подписали с российской стороны Елена Александровна Хилтунен, а с голландской – Элизабет ван Сантен.

Предполагалось, что в состав Центра войдут: детский сад и школа Монтессори, постоянно действующий семинар по подготовке педагогов, научно-исследовательская лаборатория, выставка методических материалов и группа по подготовке менеджеров школ Монтессори в России. Предполагалось также создание журнала.

Прошло четверть века. Сбылось почти всё, о чем было записано в Протоколе о намерениях. Теперь мало кто из молодых российских родителей не знает имени итальянского педагога Марии Монтессори, никто не путает, мужчина она или женщина. Всем известно, что жила она 100 лет назад и не является советским педагогом-новатором. Интернет пестрит приглашениями на обучающие курсы по изучению монтессори-педагогики. Работают не просто мастерские, а целых две специализированных фабрики монтессори-материалов, которые справляются со своими задачами ничуть не хуже, чем западные и восточные производства. Российские монтессори-педагоги объединились в несколько ассоциаций. Издательства публикуют труды Марии Монтессори и Юлии Фаусек на русском языке. Успешно издается профессиональный журнал «Монтессори-клуб». Недавно принята государственная примерная образовательная программа «Детский сад по системе Монтессори».

На праздновании 100-летия монтессори-педагогики в России в торжественном зале РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге снова с трибуны выступила Элизабет ван Сантен. Она напомнила российским коллегам, что не осуществленным осталось только одно, но очень важное дело – не создан научный институт, работающий над исследованиями свободного развития детей и подготовленных сред их жизни. Но для тех, кто начинал поднимать вторую волну монтессори-педагогики в России, есть и другие не исполненные задачи, поставленные Марией Монтессори.

«Необходимо вывести метод из изоляции, дать возможность ученым оценить его, и особенно преподавать этот метод педагогам – лучшим и более продолжительным образом. Я знаю, многие, посвятившие жизнь этой педагогике, столкнулись сейчас с проблемой сотрудничества между методом Монтессори и другими новыми методами, которые продолжают появляться то тут, то там. Повсюду ощущается желание сделать этот решительный шаг: собрать воедино усилия тех, кто разными путями ищет одного – образования детей». (Из ее книжки «Образование человека» 1946 года, которая вышла на русском языке в изд. «Народная книга»).

Низкий поклон всем моим коллегам, кто работает и сегодня на стороне детей, поддерживает, несмотря ни на что, экспериментальную гуманистическую педагогику и верен воплощению в современной России идей педагогов-гуманистов всех стран и народов!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube