Катримайа Летинен-Италала 28 лет преподает историю, общественные и экономические науки в Оулу (Финляндия) студентам и ученикам средней школы (13–19 лет). По ее мнению, «шум чаще всего связан с методами преподавания и умением педагога себя поставить».
Нельзя вести себя как их школьный товарищ, и в то же время надо выстраивать хорошие отношения с учениками, всегда быть справедливым по отношению к ним.
Кроме того, надо проявлять гибкость. Полезны занятия в паре или маленькими группами, и, конечно, следует мотивировать учеников, делать занятия интересными.
Доменико Марино уже 35 лет преподает экономическую и туристическую географию в Реджо-ди-Калабрия, на юге Италии. Его ученикам 13–19 лет. Они происходят из самых разных социальных кругов. Он считает, что подросткам в классе не сидится на месте, потому что они полагают, что «в школе можно вести себя так же свободно, как и за ее стенами». Не все они готовы считаться с правилами, а некоторые таким способом стремятся привлечь к себе внимание.
Он не готов дать совет на все случаи жизни, всякий раз приходится учитывать конкретные обстоятельства. В то же время он считает полезным диалог с учащимися, подчеркивает:
Нужно всегда стремиться мотивировать учеников, помогая им осознать, что их будущее во многом зависит от их собственного выбора, и учеба важна прежде всего для них самих.
Сузана Мелу 15 лет преподает французский и португальский в Порту (Португалия). По ее словам, причина шума всегда лежит вне класса: здесь «продолжаются ссоры и размолвки между учениками».
Чтобы предупредить такие ситуации, надо хорошо знать класс и уметь объединять учеников. Класс – «это пазл, который надо уметь собирать с помощью терпения и наблюдательности». Бесполезно кричать на тех, кто шумит в классе, лучше прервать урок и выяснить, в чем дело. Сузана Мелу советует:
«Учитель должен проявить себя как умный посредник, умеющий слушать и способный привлечь внимание к тому, что действительно важно».
Перевод с французского Александры Ратай