На сегодняшний день 20 субъектов РФ разрабатывают эффективную региональную модель управления образовательными организациями. Основная идея заключается в том, чтобы выстроить такую систему управления, которая минимизировала бы риски финансовых потерь при доведении средств до образовательной организации и в целом способствовала развитию системы образования.
Все модели, что будут представлены на семинаре, абсолютно разные. 20 субъектов предлагают более пяти вариантов. Не может быть универсальной ситуации и решения, ведь и географические условия, и плотность населения, и количество образовательных организаций везде разные. Хорошо, что есть такой «веер» моделей управления образовательными организациями.
Первая модель – это передача полномочий учредительства с уровня муниципалитета на уровень субъекта.
Это означает, что школа становится государственной, а не муниципальной, и напрямую получает государственное задание на реализацию основной образовательной программы.
Это важно, потому как сейчас ресурсы поступают в виде субвенций в муниципальное образование, и уже там, при формировании муниципального задания, они в виде субсидий поступают в образовательную организацию. В предложенной модели этот путь сокращается, и деньги будут доходить до образовательной организации.
Еще одна важная деталь этой модели: появляется некоторая согласованность действий. На сегодняшний день контроль качества может осуществлять только субъект РФ (в соответствии с законом об образовании). Муниципалитет может создавать условия для реализации образовательной программы, но никак не влияет на качество образования и не имеет права его контролировать. Тем не менее муниципальное задание на реализацию программы получает школа от муниципалитета.
Изменится структура управления: образовательная организация получает государственное задание на реализацию образовательной программы, и сам субъект как учредитель закладывает некоторые показатели качества реализации задания этой образовательной программы. Происходит согласованность действий, когда контролируется то, на что даются ресурсы.
Могут быть ожидаемые эффекты, такие как минимизация финансовых ресурсов: сокращается потеря денег, пока они «идут» до школы. Кроме того, благоприятно на экономическую эффективность может повлиять проводимая реструктуризация.
Вторая модель – орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ напрямую заключает соглашение с муниципалитетом, и в соглашении детально прописывает условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов.
Третья модель – формирование сетевого норматива и образовательных программ в сетевой форме.
Это тоже некоторая нормативная новелла, потому как на сегодняшний день ни в одном субъекте этого не существует. Есть варианты с передачей имущества и без нее, но это уже детали.
Есть модель создания образовательных комплексов, внутри которых будет образовательная организация как основная единица, то есть комплекс, вокруг которого формируется некоторое количество школ.
Фактически – московская модель системы образования.
В рамках проекта создается информационно-аналитический инструментарий, своего рода ситуационный центр, который позволит этим субъектам, и не только им, видеть всю систему образования. Не просто статистические данные, но данные в связках, которые бы показывали некоторые корреляции. Например, между заработной платой и качеством образования, между количеством педагогов в школе с высшей категорией и результатами обучения.
Информационно-аналитический инструментарий тем ценен, что дает возможность выделять тенденции и тренды, существующие в системе образования, корреляции (и видеть – есть ли они), и это позволит сделать его инструментом управления.
Записала Алина Зражаева