Без рубрики // Аналитика

Каждый второй учитель получает угрозы от учеников

«Комсомолка» и Высшая школа экономики провели совместное исследование, чтобы выяснить причины нападения подростков на педагогов.
  • 24 апреля 2018

Каждый второй учитель получает угрозы от учеников
Фото: gowork.pl

Стерлитамак, 18 апреля 2018 года. В результате нападения 17-летнего школьника ранена учительница. Улан-Удэ, 19 января 2018 года. Среди пострадавших от нападения – учительница. Пермь, 15 января 2018 года. Двое подростков напали на учеников и учительницу. Женщина получила удар ножом в шею. 5 сентября 2017 года. В подмосковной Ивантеевке старшеклассник ранил учительницу кухонным топориком. Результат – черепно-мозговая травма.

И здесь нет никакого передергивания или натяжки. Нападения на учителей, заканчивающиеся госпитализацией (слава Богу, не гибелью) педагога случаются подозрительно часто. И это только те истории, которые попадают в криминальную сводку, о которых пишут в газетах, снимают ток-шоу на телевидении. Между тем, открытые нападения – с топориком, с ножом ли – это видимая часть большой и трагической проблемы.

75 тысяч жертв

Про травлю (или буллинг) одних учеников другими написаны сотни исследований, проведены десятки конференций, составлены памятки для родителей - как поступать, если твоего ребенка затравили.

Буллинг в школе считается одной из самых серьезных подростковых проблем. И не только в нашей стране. Но есть еще одно направление буллинга, когда дети травят не сверстников или тех, кто помладше, а своих собственных учителей.

По интернету гуляет с десяток видеозаписей, на которых ученики издеваются над учителем. Обзывают, толкают, приклеивают на спину бумажки с обидным прозвищем. Мы решили выяснить, насколько распространено такое явление.

Студенты лаборатории образовательной журналистики НИУ Высшая школа экономики при поддержке сайта «Комсомольской правды» и популярного учительского блога pedsovet.org провели опрос учителей – насколько часто они сталкиваются с травлей. Было получено 2800 заполненных анкет. География – практически вся страна, 75 регионов. Выводы - неожиданные и грустные.

70 % опрошенных учителей признались, что так или иначе сталкивались с одной из форм буллинга хотя бы раз в жизни. В России 1 миллион 300 тысяч учителей. Выходит, около 75 тысяч педагогов - жертвы травли их же учеников.

Главный фактор риска - достаток

– Буллинг – не всегда физическое насилие, тычки, рукоприкладство, – объясняет одна из авторов исследования, студентка Дарья Сапрыкина. – Если ученики дразнят учителя, придумывают ему обидные прозвища, демонстративно игнорируют требования на уроке, обсуждают личную жизнь учителя, оскорбления в соцсетях, издевательские комментарии – всё это буллинг.

Исследователи постарались выяснить, что становится для учителя факторами риска.

– Оказалось, что место проживания, семейный статус, уровень образования учителя (кто-то окончил педагогический колледж, а кто-то педвуз или университет) никак не связаны с тем, что педагог оказывается жертвой буллинга, – объясняет студент Андрей Парницкий. – Сельские учителя могут точно также подвергаться травле, как и городские. Но вот между уровнем материального достатка и травлей прослеживается четкая связь. Учителя, мягко говоря, не очень богатые в два раза чаще сталкиваются с буллингом, чем учителя со средним или высоким достатком.

– А как определить, что у человека низкий достаток? Вы же в анкете не спрашивали о том, как соотносится достаток в семье со, скажем, минимальным прожиточным уровнем?

– Нет, мы выяснили, что гораздо чаще подвергаются травле учителя, которые на вопрос о материальном достатке выбрали один из таких двух вариантов ответа: «Денег не хватает даже на питание» или «На питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем».

Профессиональное выгорание

В общем-то вывод понятен – ученики прекрасно видят уровень достатка учителя. Педагог, который постоянно приходит на урок в одной и той же одежде, в стоптанных туфлях и с много раз чиненной сумкой, не вызывает в глазах нынешних подростков уважения – он неудачник. Значит, можно на нем и «оттоптаться».

– Есть и еще одна причина, которая провоцирует травлю, - говорит студентка Анастасия Чеснокова. – Это профессиональное выгорание. Надоело вести уроки, самому в школе не интересно, срывается на учеников - такой учитель с большей вероятностью становится жертвой буллинга. В нашем исследовании прослеживается очень четкая зависимость между травлей и усталостью педагога от собственной работы.

Как помочь?

Во многих исследованиях травли учеников сверстниками социологи пытаются выяснить - к кому дети чаще всего обращаются за помощью. Увы, около половины ребят, оказавшихся жертвами буллинга, не решаются рассказать родителям о своих проблемах. Треть рассказавших жалуются на то, что не нашли поддержку у папы и мамы и вынуждены были из критической ситуации искать выход сами (зачастую прибегая далеко не к лучшему решению проблемы).

Но теперь выяснилось, что еще труднее найти поддержку и защиту от травли жертве-учителю. А она в стрессовой ситуации взрослому человек нужна не меньше, чем ребенку.

23% учителей, подвергшихся травле, ни с кем не решились поделиться бедой. Только треть обсуждали свою проблему в семье. Примерно столько же – с коллегами. И лишь 13,2% обращались за помощью к школьному психологу.

Да убоится он ученика своего…

К чему приводит травля учителя? Причем, затяжная, которая может длится годами – зачастую педагогу просто некуда уйти, а учительство – единственный понятный и приемлемый способ заработка (даже несмотря на постоянные унижения).

– Буллинг, которому подвергается учитель, рано или поздно становится причиной срыва, открытой агрессии против учеников, говорит Дарья Сапрыкина. – От таких ненормальных отношений в школе страдают и учителя, и сами ученики. Вместо того, чтобы учиться, они получают извращенный опыт издевательства над по сути беззащитным взрослым.

Мы часто говорим о сломанных судьбах, о психологических проблемах взрослых людей, которые в детстве столкнулись с жестокостью в своем классе, были жертвами издевательств. Но мы практически не говорим об искалеченной психике учителей, о тех педагогах, которым нужна специальная реабилитация, которым заходить в класс стало опасно для здоровья. И о том, что нищий учитель – это угроза для всего общества.

Видимо, пришло время говорить об этом. И думать о том, как быть дальше с этой проблемой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube