Конечно, с нашей стороны последуют ответные меры, однако для некоторых категорий российских граждан и без того нетривиальные вопросы выдачи британских виз сейчас встали особенно остро. Прежде всего речь идет о российских студентах в Великобритании. Как кризис в российско-британских политических отношениях повлияет на их судьбу?
С вопросом, что же будет с российскими школьниками, желающими получить британский диплом, мы обратились к Михаилу Шамину, специалисту визового отдела московской образовательной компании StudyLab. По его мнению, сложности в отношениях России и Британии могут вызвать весьма ощутимые последствия для абитуриентов. Принимаемые британской стороной решения, исходя из сообщений СМИ, имеют все шансы повлиять на процесс получения виз. Возникает множество рисков. Например, коллапс может отразиться на сроках записи – она уйдет вперед из-за того, что в консульстве сократится количество принимаемых заявлений. Увеличатся сроки рассмотрения – процесс затянется, поскольку не будет возможности обрабатывать документы быстро, или же разрастется комплект документов в связи с решением об усилении безопасности.
Как считают в StudyLab, Британия на данный момент – едва ли не самое популярное образовательное направление.
Официальной статистики, в какие страны чаще всего ездят российские студенты, не существует, но, оставляя далеко позади Германию, Францию и Финляндию, несмотря на дороговизну, доминируют именно Штаты и Британия.
Если, по подсчетам образовательного сервиса Британского совета, число российских студентов, желающих учиться в Великобритании, в период с 2002 по 2004 год составило 900 человек, то в 2015 году их насчитывалось уже 2,6 тыс. Но цифры не просто удвоились за десять лет – они продолжали расти в ускоренном темпе: в первом квартале 2016 года студенческие визы получили 1,2 тыс. россиян, а за аналогичный период 2017 года их количество составило уже 2,4 тыс.
Российских абитуриентов привлекает в программе британских вузов в первую очередь возможность самим выбирать перечень курсов – ставить приоритеты и отказываться от не представляющих интерес.
Затем это доступ к современному оборудованию и превалирование практики, а не теории.
Вряд ли стоит беспокоиться об утечке мозгов, поскольку студенты чаще всего возвращаются, получив богатый академический и социальный опыт, а вот подумать о статусе российского образования на международной арене стоит. Академическая миграция становится мировым трендом, бороться с этим бессмысленно, зато как раз очень полезно включиться в оборот экспорта-импорта человеческого капитала. Для этого московским и российским вузам нужно стать конкурентоспособными, обеспечить заграничным абитуриентам качество обучения и комфорт. Пока что учиться к нам приезжают в основном граждане бывших советских республик – в первую очередь выходцы из Казахстана, Узбекистана и Украины. Что касается стран дальнего зарубежья, это традиционно Китай и Ближний Восток.