Депутат и математик, лауреат Филдсовской премии Седрик Виллани, который совместно с инспектором Шарлем Торосяном изучал способы вернуть ученикам любовь к математике, вручит свой доклад министру образования до конца февраля, но уже сейчас можно рассказать о некоторых из его предложений.
Одна из целей этого доклада – найти способ преодолеть отставание Франции в области преподавания математики: сейчас Франция на последнем месте среди европейских стран по классификации Timss, оценивающей уровень знаний учеников начальных классов по математике, хотя преподаванию соответствующих предметов во французской школе отводится очень большое место.
Седрик Виллани считает, что обучение математике должно быть доступным и прогрессивным, в соответствии с сингапурской методикой, которую предпочитает министр образования Жан-Мишель Бланке, интересующийся нейробиологией. Речь идет о все более глубоком погружении в математические понятия, пока ученики полностью ими не овладеют. Например, такие математические операции, как сложение и вычитание или умножение и деление, следует изучать одновременно, поскольку они дополняют друг друга, а навыки постепенно доводить до автоматизма.
Виллани и Торосян предлагают также использовать в начальной школе другой метод, так называемую программу SLECC (умение читать, писать, считать и делать расчеты). Эта программа уже 10 лет проходит тестирование в 200 начальных школах-волонтерах, и пришло время перейти к широкомасштабным экспериментам в этой области.
Хотя доклад не настаивает на том, чтобы четыре арифметических действиях изучались в подготовительной школе, как того хотел бы министр образования, он все же советует прививать детям представления об этих четырех действиях на примере малых чисел, проходя с ними действия попарно.
При этом Виллани и Торосян опираются на исследования в области нейробиологии, свидетельствующие, что интуитивное знание чисел просыпается очень рано, а развитие навыков и доведение их до автоматизма позволит учащимся освободить операционную память. И конечно, необходимо использовать все современные средства, чтобы преподавать математику в максимально игровой форме.
Наконец, доклад рекомендует пересмотреть содержание существующих учебников, которые не отвечают современным требованиям, а также улучшить подготовку учителей к преподаванию математики самыми прогрессивными методами.
Перевод Александры Ратай